Сочинение по рассказу Толстого Кавказский пленник

Во все времена честь и трусость были актуальной темой для рассуждений и размышлений. Известный русский писатель Лев Николаевич Толстой не смог пройти мимо и не рассмотреть глубоко эти темы. Всю нелицеприятную сущность понятия «трусость» и прекрасную мужественную сторону понятия «настоящей чести» он раскрыл в произведении «Кавказский пленник».

Как и во многих других рассказах в произведении Толстого существуют герои-антиподы. Жилин – положительный персонаж произведения, который является эталоном поведения и чести для многих людей, в том числе и мужчин, в мире. Его можно охарактеризовать, как сильного, правдолюбивого, доброго и искреннего человека, который в первую очередь думает не о своём положении и состоянии, а о состоянии своих близких и родных людей. Как служивый для своей родины, он также эталон, но к сожалению, ему пришлось попасть в плен, по вине героя – антипода Костылина, который полностью является противоположностью Жилину. Толстой изобразил его трусливым, жалким и продажным человеком. Он думает лишь о своем плачевном положении и теле, которое могут убить татары. Ему свойственно постоянно причитание о своей жалкой жизни и судьбе. Которая заставила оказаться в одинаковой ситуации двух совершенно разных людей.

Прекрасным доказательством моим словам является фрагмент спроса выкупа с пленных солдат татарами. Когда Жилин обманул татар и не послал письмо бедной и старой матери, беспокоясь о ее здоровье и финансовом положении, которое и без выкупа достаточно страдало. Костылин, напротив, с надеждой и скоростью высылает родным письмо с просьбой выслать деньги.

Далее следует второе доказательство, подтверждающее характеристику Жилина и Костылина. Жилин, зная, что ему помочь никто не сможет старается сам выбраться из плена татар. К сожалению, его напарник не то, чтобы не помог солдату выбраться, напротив помешал ему.

В конце произведения Жилину все-таки удается сбежать из плена благодаря своему упорству и приложенным усилиям, а Костылин так и остался дожидаться помощи со стороны. Льву Николаевичу Толстому удалось раскрыть в полной мере тему качеств человеческой души. Он желает дать нам понять, что мы сами творцы своей судьбы и лишь наши усилия, приложенные для решения проблемы могут послужить толчком. Герои данного произведения должны стать примером для нынешнего поколения и последующих, которые будут изучать его в школьной программе.

Вариант 2

Л.Н. Толстой, служивший в молодости на Кавказе, позже не раз возвращался к своим впечатлениям этой поры   в литературных произведениях.  В замечательном рассказе «Кавказский пленник» (1872 г.) он создал образ человека мужества и чести, воплощённый в герое-офицере Иване Жилине. Приём антитезы, контрастного изображения этого героя и его сослуживца Костылина, прослеживается на протяжении всего повествования и даёт возможность сравнить поступки двух людей и понять, кто есть кто.

На Кавказе идёт война, но военные события – всего лишь  фон, на котором раскрываются судьбы и характеры героев. Сюжет рассказа очень занимателен. Суровая природа гор, тяжёлая участь пленников, которую герои переживают по-разному; картины ночного побега делают повествование напряжённым и удерживают читательский интерес до последней страницы.

Описания, посвящённые  татарским обычаям, укладу жизни и быта аула, мусульманским обрядам, человеческим характерам иноплеменных жителей, наполняют рассказ чередой экзотических для русского читателя образов и картин.

Иван Жилин, получивший отпуск и отправившийся по просьбе матери на родину, сразу проявляет себя как человек, которому можно довериться и на чью  преданность положиться. Решив вдвоём с Костылиным оторваться от медленно идущего обоза, имея одну винтовку на двоих, герой изначально готов быть  заодно с товарищем. Его надежда на то, что так же намерен действовать в общей связке и  его сослуживец, не оправдалась. Тот умчался, оставив товарища безоружным, чтобы спасти свою жизнь. Таким образом, Жилин, поднявшийся на холм для разведки и столкнувшийся с татарским дозором, оказался в плену.

Увидев на второй день, что Жилин тоже не избежал плена, герой не злорадствует, не укоряет его за малодушный поступок, а, напротив, включает в свои планы побега, потому что оставлять в беде товарища-сослуживца не годится для русского офицера. Правда, Костылин все надежды возлагает на выкуп, который заплатит его семья. Жилину же надо рассчитывать только на себя – у матери денег нет, да и просить бы он не стал, пожалев близкого человека.

Его письмо ушло по несуществующему адресу. Но герой полон решимости освободиться, он всё время в действии: стал рыть подкоп, искать направление побега.  Его план  увенчался бы успехом, но физически дряблый Костылин превратился в обузу. Необходимость нести его на себе была для Жилина непреложным законом взаимовыручки на войне.

Брошенный в яму, герой не впал в отчаяние и нашёл силы для следующей попытки, а помощь – среди тех, кто живёт рядом в ауле. Хозяйская дочка Дина, описанная автором со смешанным чувством юмора и печали, похожа на большеглазую прыткую серну. Она отважилась помочь русскому пленнику не только в благодарность за глиняных кукол, слепленных Жилиным, а потому что увидела его доброе, искреннее внимание к себе. Дружбе этих двух героев, взрослого мужчины и тоненькой девочки-подростка посвящены лучшие страницы рассказа.

Победа над обстоятельствами и достижение цели Иваном Жилиным показаны как закономерное вознаграждение всех усилий русского офицера, проявившего силу духа, выдержку и сумевшего даже во вражеском стане найти дружбу и помощь.

Сочинение 3

Несомненно Лев Толстой замечательный автор интересных творений, одно из них Кавказский пленник. Все действия происходили в действительности и дело было на Кавказе во время конфликта русских и горцев. Сам автор был очевидцем тех старых событий об этом он нами повествует, а также упоминания простых солдат и офицеров. Все они воевали и некоторые побывали в плену.

Костылин был из богатой и обеспеченной семьи. Сам он был человек большой, толстый и малодушный, с неприятным характером. Жилин был из бедно семьи помещиков, он не обладал отличными физическими навыками был не высокого роста, но был достаточно умен и смекалист. Оба они были офицерами.

История эта о человеке который был в плену остался крепок духовно и не потерял себя. О слабохарактерности его товарища. О девочке принимавшей решения и не боявшейся даже своих родных. О ее спасении этого русского офицера. И о старике жизнь которого изменилась с потерей семьи. Все они разные и их истории тоже, но их объединила судьба.

В плену Жилин вел себя достойно, приглядывался к людям, занимался работой, даже помогал больным врагам. Позже он увидел маленькую Дину с которой познакомился. Они быстро подружились и нашли общий язык между собой. Жилин даже подарил игрушке Дине и в ответ она принесла ему немного мяса, молока и лепешек и спасла ему этим жизнь.

В этом рассказе Костылин показал себя с отрицательной стороны,  с самой худшей человеческой личности. Он был жалким трусом когда встретил своих врагов. Он бросил свое оружия и пытался сбежать. В плену он вел себя выше своих пленителей, не разговаривал с жителями и ждал выкупа. Он был эгоист и подвел своего товарища Жилина.

В плену Жилин не стал злым, все также жаждал жизни. Костылин же напротив тосковал и день за днем ждал когда его родные пришлют за него выкуп. Жилин же в свою очередь извлекал из этого максимум, наблюдая за течением жизни здешних обывателей, за их бытом и общественным укладом. Был способен на многое лечил людей, делал кукол, чинил ружья. Подружился с девочкой которая помогала ему едой. Война ничто перед человеческой добротой, это нам и показывает автор. Именно благодаря доброте ребенка Костылину удается сбежать из плена.

Отношения между людьми должны строиться на любви и доверии друг к другу а не на вражде. Тогда можно было бы избежать много межнациональных конфликтов. Именно это хочет показать нам автор Лев Толстой что доброта должна быть на первом месте.

5 класс

В основе произведения Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» лежат реально происходившие некогда события. Все описанное происходило с автором во время военных действий на Кавказе во времена правления Николая I.

Центральный персонаж рассказа – боевой офицер Жилин, который служил на Кавказе. Он происходил из дворянского рода, но его семья обнищала. К счастью, его обнищание было только на финансовой почве, но честь, добродушие и благородство у него было не отнять. Это был мужчина невысокого роста, но коренаст. Его престарелая мама попросила навестить ее, и Жилин берет отпуск и отправляется в путь. По дороге он оказывается в плену татар. Они захватили его и стали требовать выкуп за свободу и жизнь. Все это произошло из-за его боевого товарища, Костылина. Он ведет себя как трус, бросает Жилина в тот момент, когда может помочь, да еще и забирает с собой оружие.

Во время пребывания в татарском поселении Жилин оказался проданным Абдуле. Дочь Абдулы, милая девочка Дина, подружилась с ним, а он вылепливал для нее глиняных кукол. Девочка старалась всячески помочь бедному пленнику. Она приносила ему еду и воду. Жилин также налаживает контакт с остальными татарами. Он старается помочь каждому жителю аула, усыпляя их бдительность и располагая к себе. Доверчивые татары стали запирать его в сарае только ночью.

Костылин – это толстый мужчина, член семьи богатых помещиков. Это редкостный трус. Он тоже оказывается в плену в том же ауле, что и Жилин.

В произведении четко прослеживается противопоставление этих двух героев. Волевой, смелый, смекалистый Жилин и пассивный, глупый эгоист Костылин. Невзирая на такое различие характеров, в течение произведения Жилин искренне хотел помочь Костылину бежать из плена. Они делают подкоп под сараем и бегут, но все заканчивается неудачей из-за Костылина.

Бесстрашная девочка Дина помогает Жилину, несмотря на то, что может быть жестоко наказана за это. Он бежит во второй раз. Большое расстояние приходится преодолеть Жилину, закованному в кандалы, но он таки встречает своих солдат и казаков.

Основной мыслью произведения является не только демонстрация положительного персонажа Жилина. В рассказе акцентируется внимание на том, что читатель должен брать пример с волевого смельчака. Это произведение показывает, что в каждом народе есть хорошие и плохие люди и даже война этого не меняет.

По рассказу Кавказский пленник

По рассказу Кавказский пленник

Несколько интересных сочинений

  • Главная мысль и смысл рассказа О чем плачут лошади

    Свое произведение «О чем плачут лошади» Федор Абрамов посвятил одной из важных проблем - взаимоотношении людей с природой, проблеме ответственности, которую человек должен нести за все живое. 7 класс

  • Сочинение Любовь в романе Евгений Онегин Пушкина

    Тема любви в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является ведущей. Автор рассматривает любовь в разных плоскостях, разных вариантах, значениях.

  • Сочинение на тему За что я люблю лето

    Лето – чудесная пора. Я всегда с нетерпением жду это время года, так как летом тепло, можно дольше гулять, ведь темнеет позже. Я люблю лето за то, что в это время года я весело провожу время: играю с друзьями, езжу с семьей купаться на море и отдыхать

  • Герои произведения Старуха Изергиль (характеристика)

    Рассказчик в произведении является одним из действующих лиц, хотя сведений о себе он дает немного. По сюжету, он - молодой русский парень, красивый, сильный, работающий на сборе винограда в Бессарабии

  • Сочинение Семья Евгения Онегина

    Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина — одно из известнейших произведений мировой классики. Главным героем произведения является Евгений Онегин. Семья оказывает большое влияние на человека