Анализ произведения Васильева Завтра была война

«Завтра была война» — это одно из самых известных произведений о войне Бориса Васильева.

История создания данной повести связана с другими произведениями автора на похожую тематику. «Завтра была война» была опубликована в 1987 году, а написана — в 1972. Книга не была пропущена в своё время цензурой, поэтому не была опубликована сразу. На тот момент автор создал такие произведения как «А зори здесь тихие...» и «В списках не значился». Тема войны увлекала писателя. Он задумался о том, как родились те самые героические характеры, которые делали подвиги на войне. Так появилась задумка произведения о взрослении — «Завтра была война».

Жанр книги — это повесть. Произведение среднего размера с несколькими сюжетными линиями и большим количеством героев, описывающее длительный период времени. В какой-то мере это и повесть-воспитание, ведь писатель показывает читателю каким нужно быть, а каким нет.

Сюжет состоит вот в чём. Действия произведения происходят в школе, герои — старшеклассники. Искра — староста 9 «Б» — была приглашена с другими ребятами на день рождения Артёма Шефера. На празднике Вика читала стих Есенина, что показалось Искре неприличным. Позднее об этом узнала учительница. В семье Вики случилось горе — её отец был арестован НКВД. Девушка очень расстроилась, но пригласила своих одноклассников на дачу. Здание оказалось опечатано, но ребята провели время на природе. Вика поцеловалась с одноклассником, который ей нравился, а на следующий день совершила самоубийство. Считалось, что 1940 год високосный, поэтому много неприятных событий. Все думали, что 1941 год будет лучше, но, началась война. Каждый герой произведения пострадал от неё. Основная тема произведения — это период взросления, становления личности, формирования собственного мировоззрения. Автор размышляет над тем, что влияет на формирование внутреннего мира человека.

Главные герои повести — это Искра, Вика, Валентина Андроновна, Николай Ромахин. Искра — это ответственная девушка, «совесть» класса.  Она очень активная. Вика — очень умная, образованная, чувствительная девушка. Валентина Андроновна — классная руководительница 9 «Б». Она принципиальная и строгая. Николай Ромахин — это директор школы. Это честный, порядочный, добрый человек. Он очень сильно любит своих учеников. Есть и второстепенные персонажи. Например, мать Искры, в прошлом комиссар. Она предана идеям революции и кроме коммунизма её ничего не интересует. Женщина не думает о чувствах и моральном содержании. Для неё главное — это принципы коммунизма. Важную роль играют и одноклассники героев. Зина — легкомысленная девушка, которая постоянно в кого-то влюблена. Саша Стамескин — двоечник, который был перевоспитан Искрой. Артём Шефер отличался силой воли и трудолюбием.

Произведению присуща определённая композиция, состоящая из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

«Завтра была война» — это многогранное произведение, которое актуально во все времена.

Вариант 2

Борис Васильев посвятил рассказ «Завтра была война» последнему году, предшествовавшему Великой Отечественной Войне. Главными героями этой повести являются школьники, поэтому мы наблюдаем последний спокойный учебный год девятиклассников, которые учатся в обычной школе небольшого города.

Этим ребятам от 14 до 16 лет, их родители так или иначе принимали участие в событиях революции и гражданской войны. Они знают об этих событиях не понаслышке.

Исходя из этого, мы видим в них два противоречивых чувства. Первое – это грусть из-за того, что они не успели поучаствовать в таких исторически значимых событиях их страны. Но с другой стороны, в них живет надежда, что судьба приготовила для них более масштабные события, в которых они смогут поучаствовать и оставить свой след.

Их кумиры – это их же родители, образцы для подражания. Отсюда все мальчишки как один мечтают командовать Красной Армией, и совершить какой-нибудь значимый подвиг, который отметится в истории.

Девчонки же, мечтают о разном. Одни из них, самая бойкая, Искра Полякова, видит себя в будущем комиссаром, и отрицает любые другие мечты.

Другие же девочки – веселушка Зина Коваленко, прагматичная Леночка Бокова, витающая в облаках Вика Люберецкая – мечтают о том, как у них будет большая и дружная семья, как муж будет любить и детки все будут умными и красивыми.

Но что же будет с их мечтами, если скоро начнется война, а сейчас в самом разгаре репрессии и тотальный контроль над всеми людьми?

Довольно трагично разворачивается в рассказе судьба одной из девочек. Вики Люберецкой. Именно её отца арестовывают, а он раньше работал очень высокопоставленным авиаконструктором. После его ареста, на семью обрушивается немилость общества – близкие объявляются врагами народа, и девочку просто-напросто затравливают в собственной школе. Оказываюсь меж двух противоречивых мнений и не желая предавать отца, отрекаясь от него, она решает покончить жизнь самоубийством.

Очень трогательно разворачиваются отношения Викиных одноклассников с ней. Они решают, вопреки всему поддержать девочку, ведь она действительно ни в чем не виновата. Один мальчишка даже надавал тумаков ученику старшего класса, за то, что не сдержал язык за зубами и рассказал про Викиного отца всем в школе. Директор школы, после самоубийства, отправляет её друзей к ней на похороны, потому что больше никто не пришел.

Что же касается Искры Поляковой, ярой активистки, комсомолки, её вера в партию значительно пошатывается после произошедших событий. Она уже не так уверена в беспрекословной правоте комсомола и адекватности решений, принимаемых партией.

В течение всей повести мы видим взросление детей, становление их характеров. Взросление девчонок мы видим быстрее, они вырастают и морально и физически. Мальчишки их догоняют. Можно сказать, что многим изменениям в характере главных героев способствует их директор – Николай Григорьевич.

В эпилоги мы узнаем о том, что школьникам в конце концов удалось совершить свои подвиги, о которых мечтали – почти все они погибли на войне.

Анализ произведения Завтра была война

Анализ произведения Завтра была война

Несколько интересных сочинений