Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе
Любовная лирика Блока пользуется существенной популярностью. И многими почитается, как нечто стоящее. Стихотворение, названное по первой строчке «О доблестях, о подвигах, о славе..» относится к любовной лирике автора и предлагает довольно банальный сюжет. Лирический герой рассуждает об утраченной молодости и любви, былые годы прошли также, как ушла ранняя любовь, они ушли безвозвратно и лирический герой сетует об этом факте.
Субъект речи начинает собственный монолог с упоминания о портрете любимой, который он со временем убирает и с собственного стола и из собственной памяти. Блок ведет две повествовательные канвы, которые выступают в качестве взаимодополняющих факторов. Наряду с расставанием субъект речи исследует окончание молодости, точнее сказать, тут наблюдается мотив расставания, которое происходит и с любовью и с молодостью.
В целом история представляет собой довольно простую ситуацию, девушка уходит к другому, Блок взывает, но не получает ответа, он топит свою печаль в вине и распущенности, а после этого отправляется в храм и даже там он вспоминает свою любовь. После этого он полностью расстается со своей любовью и также оставляет молодость. Забывает в этих рассуждениях лирический герой о подвигах и славе и ничего ему больше не нужно и мирская суета чужда.
Вероятно, символика синего плаща, а также сочетание портрета и аналоэ имеют некоторое значение и Блок вполне мог зашифровать некоторые детали и двойные смыслы в данное повествование. Тем не менее, на мой вкус, стихотворение выглядит практически бессодержательным и пустым, более всего похожим на нытье пресытившегося столичного денди, который чужд благородной борьбе за любовь и каким-либо достижениям.
В каком-то смысле такая трактовка может казаться довольно примитивной, но, если разобраться, лирический герой представляет собой не более чем простого человека, который потратил собственную молодость и упустил собственные возможности. Ситуация его безрадостна, но более всего меня возмущает и печалит отношение субъекта речи к женщине, которая его отвергла. Он легко расстается с этим воспоминанием и стирает его из собственной памяти, такая нестабильность во взглядах во многом объясняет отсутствие у него намерения к борьбе за любовь и вообще более-менее мужественного отношения к жизни.
2 вариант
Александр Блок - гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви.
Свою любовь он сравнивал с рыцарским идеалом Прекрасной Дамы. Целью его жизни было постоянное служение этому идеалу.
Однако, с годами образ Дамы постепенно изменялся. В 1906 году был написан стих "Незнакомка", где уже видно это. За два года Блок написал и грустный стих "О доблестях, о подвигах, о славе". В нем поэт грустит по утраченному идеалу.
Если внимательно анализировать произведение, то можно заметить что оно имеет вид любовного послания. Первая строка в стихе повторяет последнюю, но ей противоположная ей. Коль Главный герой обращается к женщине, которая от него ушла, к своей утраченной любви. Он горько сожалеет о том, что время уже не вернуть, но его все еще терзает страстное желание вернуть свою любовь.
Герой настолько поглощен любовью, что даже забыл о своей доблести, о подвигах и славе. Он сравнивает любовь со своей молодостью. Утратив любовь одновременно теряются и романтические юношеские мечты. Поэт использует символ "страшного мира" ключевым в своем стихе. Прошлое символизирует "синий плащ", в который его возлюбленная завернувшись ушла от него из дома. Блок пишет, как проходило его время после утраты. Это были тяжелые дни, которые тянулись "проклятым роем". Каждый день его мучила досада, жалость и нереализованная страсть.
Поэт использует много эпитетов "прекрасное, нежное". Так он называет свою молодость и любовь, образы которых сливаются. Герой звал свою уходящею возлюбленную, но тщетно. Она даже не оглянулась, не снизошла, а он все время даже лил слезы. Она ушла к другому, отдав тому свою судьбу. Все что оставалось герою только забыть "прекрасное лицо". Блок наделяют героиню большой гордыней, или может даже обвиняет ее в этом. Он не знает, где "приют ее гордыне". Последние строчки особенно горькие. Герой горько осознает что время неумолимо, что жизнь коротка. Молодость и ее атрибуты - слава, нежность ушла и ее больше не вернуть никакими способами. Герой решительно убирает лицо любимой со стола. Это значит что он решил забыть прошлое, и все таки продолжать жить.
Можно заметить, что стих перекликается с произведением Пушкина "Я помню чудное мгновенье..." Однако финал совсем разный и даже противоположный ему. Против горечи и разочарования у Блока в Пушкина мы видим пробуждение души в конце.
Любовь в творчестве Блока наверное главное чувство. Он верил в ее необычную силу, и всю жизнь старался ей служить.
Анализ стихотворения О доблестях, о подвигах, о славе по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Кот поет, глаза прищуря Фета
Стихотворение А.А. Фета «Кот поёт, глаза прищуря…» написано в 1843 году и названо по первой строке. От прочтения стиха веет теплом, уютом, спокойствием.
- Анализ стихотворения Опять раскинулся узорно Есенина
В стихе Опять раскинулся узорно мы видим диалог с возлюбленной, мечтания и грезы, которые перемежаются с основными аспектами миропонимания лирического героя. Вероятно, этот герой во многом соответствует характеру
- Анализ стихотворения Работа Брюсова
Брюсов не только сочувствовал революции, но и принял довольно активное участие в новом преобразовании страны после событий 1917 года. Стихотворение Работа относится именно к этому времени и представляет собой своеобразный идеологический призыв
- Анализ стихотворения Мой гений Батюшкова 9 класс
Наполненное красотой, легкостью, утонченностью и глубиной чувств, стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» было написано около двухсот лет назад.
- Анализ стихотворения Страшная сказка Пастернака
Июнь 1941 года стал для советского союза роковым. Именно тогда германия, без объявления войны, напала на Советский союз. Это было, словно гром среди ясного неба и никто не был готов к этому.