Анализ стихотворения В горах Бунина
Произведение представляется поэтом как сонет, основной тематикой которого является авторское размышление о роли поэзии в искусстве и ее связи с окружающей природой.
Содержание произведения является непрозрачным и усложнённым, требующим участия читателей стихотворения в выполнении разгадки изложенного в нем подтекста, заключенного в единстве мировых душ и вечности жизни.
Композиционная структура стихотворения, выраженная в описании природной картины и лирических эмоций героя, выстраивается из двух катренов в виде четверостиший и зачинающей строчки, означающей афоризм, представляющих в обобщенной форме семистрочие. В качестве художественных приемов в произведении используются многочисленные олицетворения, метафоры и сравнения.
Изображение пустого горного пастушеского пейзажа, пахнущего дымом, передает символические образы, связанные с библейским сюжетом, заставляя лирического героя испытывать противоречивое чувство странной тревоги и в то же время радостных, тоскливых ощущений, размышляя над истинным значением поэтического слова.
С точки зрения поэта, выраженной в стихотворении, основу и суть поэзии составляет наследство в виде человеческой души, а также мыслей и чувств, преданных предками и сохраненных в памяти в форме переживаний и волнений, которые проявляются в творчестве и поэтическом даре.
Ощущение древней мудрости, вечности временных периодов и воспоминаний о душах предков, позволяет испытывать настоящие человеческие чувства, облекая идеи стихов в основу мироздания. На примере переживаний лирического героя о пастушеском существовании поэт раскрывает причины его непонятного тоскливого настроения и непреодолимого желания остаться в этом гористом месте, кроющиеся в его далеком прошлом. Герой, как настоящий поэт, обладает обостренными и мучительными ощущениями родовых связей, способных на применение богатого опыта предыдущих поколений в настоящей действительности.
В содержании использованной в стихотворении афористической фразы заключается парадоксальность, выражающая непререкаемую невозможность передачи словами поэтических переживаний.
Название произведения также несет символическое значение, обозначая вершину, по которой существует возможность приблизить творческого героя к понятию вечности, а также осознанию божественного начала и высшего знания.
Вариант 2
Данное произведение можно отнести к философской лирике. Автор, описывая увиденный им случайно пейзаж, погружается в размышления.
Овечий загон и место остановки пастухов рождают в душе лирического героя мысли о поэзии, сущность которой, как он считает, невозможно выразить словами. Увиденное вызвало у него ассоциации в виде образов, которые могут означать очень многое. Сам пейзаж, связанный с пастухами, явно должен был напомнить человеку, жившему во времена, когда православная религия имела государственный характер, и преподавалось в школе, прежде всего, события и героев Библии. Ряд персонажей Ветхого Завета пасли овец. Они жили в простых условиях патриархального быта, где сын наследовал род занятий отца. Следовательно, вполне естественно, что образы Авраама, его сына Исаака и внука Иакова вызвали у лирического героя мысли преемственности поколений и о том, что роднит его с людьми, которые уже ушли в мир иной. На это же указывает тот факт, что овечий загон изображен покинутым пастухами и их стадами. Он олицетворяет следы чужой жизни.
Кроме того, в стихотворении описываются не только последствия людской деятельности и сооружения, построенные руками человека. Автор подчеркивает, что это дикое место. Пейзаж, наводящий на размышления, является и олицетворением природы, как таковой.
Связь мыслей о наследовании и преемственности с раздумьями о сущности поэзии показывает, что у Бунина были свои оригинальные представления о ее предназначении. Для автора поэзия – это не просто способ выражения своих мыслей. Она служит не для развлечения или же просто передачи своих мыслей и взглядов до окружающих. Бунину представляется, что поэзия – это способ прикоснуться к глубинам своей души.
Именно поэтому герой испытывает противоречивые чувства, проезжая мимо потухшего пастушеского костра. Это одновременно и тревога и радость, охватившие его сердце. Прикосновение к самим основам бытия, к сущности человека, одновременно, и манит поэта и внушает ему опасение.
Поэзия для Бунина – это попытка понять себя и мироздание. Через нее автор стихотворения чувствует связь с природой и людьми, жившими до него на этой земле.
Анализ стихотворения В горах по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Тютчева Листья 5, 6 класс
В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И всё же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев
- Анализ стихотворения Есенина Весенний вечер
Стихотворение создано, когда Сергей Есенин только перебрался в Москву - покорять столицу. Поэту это удалось хотя бы одним этим лиричным стихотворением.
- Анализ стихотворения Бунина Собака (11 класс)
Произведение имеет философскую направленность, свойственную всему творчеству поэта, и в качестве прототипа основного персонажа стихотворения использует сибирскую лайку, собаку
- Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует
- Анализ стихотворения Муза Некрасова
Некрасов дает оценку своему собственному творчеству, поэтому в 1852 году он пишет стихотворение «Муза», здесь он старается пояснить, что именно вдохновляет его на создание великих произведений.