Анализ стихотворения Русские девушки Державина
Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении «Русские девушки» восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в нем русских молодиц. Для этого описывает он их во время традиционного танца, получившего в народе название «бычок».
Действия, описываемые в стихотворении происходят весной на лугу. Не зря выбрано это время года: все расцветает и приходит в движение. Этот период отлично дополняет картину, изображающую группу молодых и красивых девушек, в которых так и пылает юность и любовь. Происходит все это под звучание пастушьей свирели.
В первых строках произведения он обращается к греческому поэту с вопросом. А дальше он расписывает этот танец молодиц. Сначала говорится о их движениях. Они плавны и красивы. Использованное им при описании танца большое количество глаголов передает его ритм. Сами строки живы и динамичны. А движения девушек – красноречивы.
Затем Державин переходит к описанию внешних достоинств девиц. Они прекрасны. За их улыбками скрываются смелые и сильные души – «львины». Эти юные красавицы способны сразить любого мужчину.
Такими описывает поэт русских девушек. Он подчеркивает их достоинства и превосходство над другими. В конце произведения Державин вновь обращается к иностранному певцу со словами о том, что если бы он видел собственными глазами картину, которая представлена в этих строках, то навек забыл бы гречанок. Ведь русские девушки не только красивы, но и полны жизни.
За доказательствами превосходства русских женщин над другими, скрывается и другая мысль: превосходство русской культуры и духовности народа. Именно это и старается, так живописно расписав, доказать Державин в этом лирическом произведении.
Вариант 2
На границе веков в 1799 году Гаврила Державин написал стихотворение Русские девушки, где он воспевал красоту обитательниц земли русской. Нужно отметить, данная тема является актуальной до сих пор и вполне обоснованно актуальной. Ведь в России девушки действительно отличаются красотой, и этот факт признан не только здесь, но и во многих других странах.
Собственно с этого и начинает поэт свое произведение, он обращается к лирику Анакреонту, который в тексте называется «певец тиисский», то есть певец из города Теос. Далее начинается разнообразное описание русских красавиц и оно длится как калейдоскоп, распространяется своеобразным танцем, в котором каждая новая фигура предлагает рассмотреть очередной аспект русской красоты. Последовательно Державин дает описание телесной красоты «челы белые», «груди нежные», «огневые ямки на ланитах», взгляд, усмешка и многое другое.
На самом деле такое описание напоминает любовную лирику и даже может переносить внимание в сторону классики подобного жанра, к примеру, на Песнь Песней или нечто подобное. Ведь нередко любовная лирика, посвященная определенному человеку представляет собой именно такое последовательное перечисление элементов красоты, которые сравниваются с чем-то великолепным, к примеру, взгляд – полный искр. Державин в свою очередь создает некий собирательный образ, который представляет собой как бы обобщенную красоту русских девушек, выбор самых лучших качеств, которые только могут наблюдаться в них.
Нужно сказать, поэт не говорит и придворных дамах или представительницах высшего света, он говорит о простых людях, которых огромное количество на земле. Именно эта простота и является подлинной красотой, а красота заключается в легкости, с которой девушки пляшут «бычка» и стучат «башмачками в лад». Такой акцент подчеркивается и манерой стихосложение, где используется простая рифма и ритмический рисунок, которые тоже относят читателя куда-то в сторону народных танцев и творчества.
Стихотворение также насыщено движением. Используется множество глаголов и часто строчки носят вопросительную форму. Благодаря чему создается отклик от читателя и дополнительная динамика.
Анализ 3
Стихотворение восхваляет красоту и кротость простых русских девушек. Они ничуть не хуже иностранок, не хуже принцесс или тех дев, которых воспевали поэты древности. Это приятное стихотворение состоит из одной большой строфы.
В первой же строке автор обращается к некоему певцу, под которым подразумевает, оказывается, древнегреческого поэта. (Это обращение эмоционально – даже с восклицательным знаком, а дальше следует вопрос сам.) Анакреонт тот воспевал девушек своей эпохи, вот Державин и спрашивает давно ушедшего гения, а видел ли тот русских красавиц. Так как тому их явно не посчастливилось их увидеть, Гаврила Романович рисует их портрет в своем стихотворении.
Эти девушки весной особенно радуются, пляшут в полях (тоже прекрасных) под звуки пастушьей свирели. Героини движутся в танце, склонив головы, стучат башмачками ритмично. (То есть у них даже не мягкие деревенские лапти, а именно башмаки с каблуком!) Красавицы тихо ведут взглядом, руками… А плечами – говорят! То есть это метафорично выражено, что они двигают плечами в ритм музыки, будто рассказывают историю. И это всё описание опять заключено в вопрос. Конечно, и этого не видел древний поэт, а то бы воспел такую красоту.
Теперь читатель уже приблизился к девушкам, видит, как блестят их золотые ленты, как чиста и нежна их кожа, как прекрасен жемчуг на них… (Опять золото и жемчуг показывают, что это совсем не крестьянки, а девушки богатые.)
Поэт добавляет цвета: по голубым жилкам бежит кровь розовая! Но это такое авторское допущение, так как всем известно, что кровь или алая, или бардовая. На румяных щеках героинь читатель уже видит ямочки, которые создала, будто бы, сама любовь. Опять красивое описание: соболиные брови, соколиный взгляд, полный искр. И теперь переход, что их улыбка может сразить хоть орла, хоть льва. Одном взглядом и улыбкой русская девушка может влюбить в себя самого смелого и богатого мужчину!
И вот делается вывод, что древнегреческий творец, увидь он русских красавец, забыл бы своих гречанок. Он бы просто влюбился в них, мечтал бы о них и воспевал их. Героини почти идеальны.
Написано стихотворенье устаревшим языком, тут много уже не используемых и слов (златые, ланиты, зреть, то есть видеть), и грамматических форм (российски, драгими, главами). И всё-таки читается произведение довольно легко, мысль в нём легка тоже и очень приятна (для русских).
Анализ стихотворения Русские девушки по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Капитаны Гумилева
Став молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны.
- Анализ стихотворения Снежок Некрасова
Произведение по жанровой направленности относится к пейзажной лирике поэта, раскрывающей отношение человека к природным явлениям, и адресованной маленьким любителям поэзии.
- Анализ стихотворений Некрасова
- Анализ стихотворения Есенина С добрым утром
Стихотворение Есенина «С добрым утром» было написано в 1914 г. В этот период в произведениях Есенина еще нет философских размышлений, печали, тоски. Его творчество окрашено исключительно радостными счастливыми красками
- Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора
Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора! », проникнутое душевной болью, направленно к подруге – любимой жене Наталье.