Анализ стихотворения Цветы Есенина
Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение, для которого нужно приобрести определенные кондиции и только потом приступать к чтению. В частности Сергей Александрович прежде чем читать Цветы советовал немного выпить и поразмыслить об огромных просторах этого мира и положении человека в нем.
Суть поэмы состоящей из 12 частей, довольно легко описать простыми словами, но при этом нельзя сказать, что поэма была действительно проста. Содержательно в произведении заключено по большей части сравнение существования цветов с человеческим существованием. Цветы подобно людям появляются, расцветают и исчезают.
Образ человеческого существования рассматривается как незначительный узор, который появляется и исчезает на фоне природы, которая в свою очередь является вечным простором, не исчезающим и вечно пребывающим, включающим в себя обилие живых существ. Автор не испытывает печали и страданий касательно описываемого положения дел, наоборот он видит собственное предназначение в том чтобы «земную славить гладь».
Помимо сугубо философских рассуждений в поэме также присутствуют и элементы социальной лирики, которые по большей части рассматривают события революции. Есенин старается дать оценку прошедшим событиям и стает на сторону коммунистов, описывая единение людей, когда «красный цвет был всех бойчей». При этом он сострадает утратам и павшим воинам, которых погубили палачи – сторонники прежней власти.
Итогом являются снова философские размышления, которые как бы завершают предлагаемый слепок потока сознания, переходящего от общего к частностям. Тут снова звучат мотивы гибели и конечности человеческого существования и они снова не приносят печали или разочарования. Ведь «все на свете повторимо», то есть не имеет смысла сетовать об утрате, даже когда речь идет о собственной гибели и лучший выход в подобной ситуации отдать милой собственную голову как золотую розу, то есть принести себя самого в дар другому.
Анализ 2
Общение с цветами – такова обща тема стихотворения Есенина Цветы. Хотя оно является довольно известным из всего массива лирики позднего периода, на самом деле в нем наблюдается какая-то непоследовательность и даже полная разрозненность, которая создает ощущение диссонанса между разными частями.
Более всего удивительно выглядит начало второй половины стихотворения, где автор каким-то странным образом перескакивает с простого сравнения людей с цветами в исторические дебри и начинает сочувствовать революционерам и погибшим в период революции 1917 года. Как известно, Есенин вообще не особенно сочувствовал революционерам и новой власти, а единственным публично афишируемым политическим взглядом, который он декларировал не без доли иронии и насмешки, являлся антисемитизм, на фоне общей аполитичности. Поэтому, когда в стихотворении по своей сути философском вдруг возникает такое сравнение, оно выглядит немного странным.
Конечно, иногда бывает трудно понять особенности потоков сознания творческих людей. Возможно на фоне какого-то внутреннего упадка, который чувствуется и в Цветах, где автор пишет про собственную бедовую душу, также в нем появлялась и надежда. Возможно он увидел в новом времени действительно какую-то возможность и перспективу для страны, в которой в итоге сталь, срубающую розы, в итоге переплавят в корабли?
Конечно, такое является более-менее вероятным, но все-таки выглядит странным. Будто припиской, немного пошлой и непонятной, призывом сменить мечи на орала.
В остальном стихотворение представляет собой как будто кусочки из большой мозаики, которые просто кто-то сгреб и положил рядом, хотя они могут быть совершенно из разных кусков одного крупного рисунка на тему цветов. Лейтмотивом в разных кусках звучит история о цветах, которые растут на земле и которые не похожи на такие которые растут на кустах или деревьях. Эти цветы Есенин сравнивает с людьми и дает еще ряд интересных метафор, но все-таки по большей части куски остаются разрозненными и бессвязными.
Стоит предположить, эти строки были для Сергея Александровича довольно личными. Также как во многих своих поздних произведениях он подводит своеобразные итоги, оглядывается на прожитые года и пытается как-то резюмировать прежние времена. Повторяющийся в поздней лирике мотив гибели звучит и здесь, он отмечен философским безразличием.
Цветы мне говорят прощай.
Анализ стихотворения Цветы по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Маяковского Люблю
Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной Люблю. Поэма несколько автобиографичная
- Анализ стихотворения Когда читала ты мучительные строки Фета
Произведение относится к позднему творчеству поэта и по жанровой направленности является философско-лирическим в виде любовного послания к безвременно ушедшей из жизни любимой женщине.
- Анализ стихотворения Пилигримы Бродского
Пилигримы – одно из первых стихотворений Бродского, которое определило его судьбу как неугодного властям человека. Безусловно, неодобрение со стороны властей зачастую может рассматриваться как своеобразный комплимент
- Анализ стихотворения Высоко полный месяц стоит Бунина
Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В стихотворении он описывает деревенский пейзаж и порождаемые им впечатления.
- Анализ стихотворения Снежинка Бальмонта
Вся легкость и жизнь сконцентрированы в произведении поэта «Снежинка». Автор написал его в 1903 году.