Анализ стихотворения Фета На заре ты ее не буди
Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «На заре ты ее не буди…» было написано в 1842 году. В том же году оно было положено на музыку и стало народным романсом. В своем стихотворении Фет описал трагическое событие, маскируя его за лиричными строками. Однажды, он был в гостях у своих друзей. Их маленькая дочь была тяжело больна и умирала от сердечной недостаточности. Поэт описал ее вечер накануне и утро в трогательных словах.
Стихотворение начинается с обращения к ее матери, чтобы она не будила девочку. Сон малышки сладок, утро ласкает ее щеки. Первая строфа вызывает приятную улыбку, внутреннюю радость, взгляд, когда ты смотришь с умилением и любовью на спящего дорогого человека.
Во второй строфе картина меняется. Появляется настороженность: горячая подушка, утомительный сон, косы сравниваются с черными лентами. Поэт описывает состояние болезни, тяжелое дыхание, мучительный сон девочки.
В двух последующих строфах Афанасий Афанасьевич приоткрывает тайну ее состояния. Накануне вечером она долго сидела у окна, наблюдая за игрой луны и туч. Ей становилось всё хуже, её мучила боль в сердце. Велики страдания ребенка, который сам не может играть, а лишь наблюдает за игрой природы! Скорей всего, маленькая девочка уже не могла выходить на улицу. Но всё ее естество тянулось туда, где простор, где нет боли. Поэт проводит параллель и связь человеческой жизни с природой.
В последней строфе автор снова обращается к безутешной маме с той же просьбой: не будить ее. Видя, что сон облегчает страдания девочки, он просит мать дать ей еще немного сладко поспать. Сон – лучшее лекарство для малышки. Несмотря на усталость, девочка счастлива.
Композиция стихотворения состоит из пяти четверостиший. Первое и последнее четверостишия повторяются, придавая усиление просьбе. Во второй – описание тяжести, боли, тоски. В двух других – вечер накануне и описание игры природных сил.
Стихотворение написано в жанре элегия. Фет в эмоциональной форме описывает сложную проблему жизни. Размер стиха – трехсложный анапест, когда ударение падает на последний слог, а два другие – безударные. Именно такое построение создает напевность мелодии. Рифма мужская, перекрестная.
Для придания стихотворению выразительности автор использует метафоры: «сладко спит», «утро дышит», косы лентой бегут, луна играет. Эпитеты «подушка горяча», «горяч утомительный сон» передают боль и страдания девочки. За умилительным взглядом на спящего ребенка кроется щемящая грусть родителей.
Зная, что ждет малышку, Афанасию Фету удалось сохранить в памяти прекрасный ее образ, еще не тронутый печатью смерти.
Вариант 2
Принято считать, что данное стихотворение было посвящено девушке Марии Лазич. Но в действительности поэт написал данное стихотворение раньше, еще в 1842 году.
Как говорят исследователи Фет написал стих, после проведенной ночи в доме своих друзей. В этом доме умирала маленькая дочь одного из них.
Эти красивые строки на самом деле наполненные страхом за ребенка. Время ее уже сочтено, и это глубоко впечатлило поэта. Сон ее горяч, утомительный, что значит он болезненный. Во второй строфе автор описывает тему красоты, невинной и чистой как утренняя заря. Однако в третьей строфе мы видим, как красота рушится.
Поэт использует антитезу, чтобы показать драматизм и душевную боль героини.стиха. Произведение имеет кольцевую композицию. Последняя строфа фактически повторяет первую. Поэт использовал много эпитетов, метафоры, аллитерации, сравнение и анафоры. Использование этих художественных инструментов и само стихотворение полностью характерное для стиля Афанасия Фета.
Уже позже творчество поэта не такое безмятежное, оно будет наполнено трагизмом и философским отношениям к вопросам жизни и смерти.
Афанасий Фет - известный русский поет лирического направления. Он был человеком который очень тонко чувствовал красоту, любовь и все прекрасные чувства. Это прослеживается в его стихах. Если смотреть на все творчество поэта, то его можно поделить на два возрастных периода. Первый период - это юность и молодость поэта.
В стихах этого периода почти нет драматизма, они полны безмятежности, надежды и мечты. Однако стоит отметить, что жизнь поэта в это время не была такой же безоблачной, а совсем напротив. Этот первый период длился до 1849 года. А потом у Афанасия Фета случилось горе.
Он пережил смерть любимой девушки. После этого он уже никогда не будет прежним, что-то сломалось в нем.
Анализ 3
Одним из представителей школы русского позднего романтизма является Афанасий Афанасьевич Фет, друг и ученик Ф.Тютчева, они рождены были даже в один день. Основная тема творчества поэта - любовь, природа, жизнь, смерть и бесконечная красота человеческой души. Каждое стихотворение наполнено мелодичность и особой разговорной певучестью. Не случайно множество творений Фета положены на музыку исполняются как романсы.
Одно из таких произведений стихотворение « На заре ты ее не буди». Написанное в 1842 году, оно посвящено девочке - дочке друга писателя, тяжело болевшей смертельной болезнью. Лишь ночь и сон приносит облегчение больной, поэтому автор словно обращается к окружающим ее, что бы они ее не будили и оставляли в состоянии, когда ей лучше.
Тема смерти неоднократно прослеживалась в творчестве поэта, но в этом стихотворении она обретает символический смысл. Совсем юная душа, которая только начала жить совершенно по разному смотрит на обычные вещи. Девочка долго смотрит перед сном на луну, заслушивается соловья и каждый раз она понимает, что это может быть последний раз в ее жизни.
Само творение условно можно разделить на две части: описание героини и один из вечеров больной девочки. Стихотворение написано в форме элегии, поскольку является довольна сложным в эмоционально-философском смысле. Все произведение навивает тоску и мысли о смысле предназначения человека на свете.
Интересна композиционное строение стихотворения. Повторение несколько раз одного и того же словосочетания (использование анафоры), более ярко подчеркивает основной призыв автора к окружающим. Получается кольцевой план построения произведения.
Множество выразительных языковых средств использовал Фет для придания красочности своему творению в части описания главной героини, ее душевного состояния. Одним из таких средств является метафора. Такие обороты как, «утро дышит», «бегут косы» , служат украшением всего стихотворения, придавая ему мелодичность повествования. Душевную боль рассказчика передают множества эпитетов, которые усиливают сюжетную картину стихотворения. Последние фразы в творении словно вырываются из сердца автора. Достигается эффект с помощью интонационной выразительности и использование местоимения «я».
Название самого стихотворения «На заре…» имеет также символическое обозначение. На заре зарождается новое утро, на заре своего жизненного пути девочка должна умереть. Стихотворение не может оставить читателя равнодушным, мастерски изображенное Фетом трогает до глубину любого доброе человеческое сердце.
Анализ стихотворения На заре ты ее не буди по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого
Изучив стихотворение «Некрасивая девочка» мне кажется, что лирическим героем в нем является неряшливая, смешная личность. Она как из анекдота. С первых же строк произведения понятно, что это очень особенная девочка, как-будто таких больше не существует
- Анализ стихотворения Буря Фета
Афанасий Фет завершает свое творчество финальным сборником, который получил название «Вечерние огни». Он увидел свет в 1883 году, потом было выпущено еще три переиздания, а последняя версия вышла
- Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова
Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.
- Анализ стихотворения Тютчева Как убийственно мы любим
Это стихотворение Тютчева начинается и заканчивается одной строфой. Это известные строки, где любовь равна убийству, где человек почему-то губит то, что ему дороже всего. Или тех, кто
- Анализ стихотворения Тень друга Батюшкова
Земля русская всегда славилась великими именами поэтов и писателей. Батюшков Константин Николаевич не является исключением. Человек творческий, впечатлительный, живущий эмоциями он оставил свой след с истории поэзии России.