Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева
Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон (ведь трамвай не может заблудиться, он ездит по рельсам) и собственную судьбу, которая приведет к гибели от рабочего человека «с лицом как вымя».
Как известно, Гумилев действительно не придется по нраву власти, его расстреляют, а общего сына с Ахматовой отправят в лагеря. Однако поэт не особенно печалится этому факту, он понимает, даже в райских странах, не сможет он забыть этой мерзости революции и обрести счастья. Также он не сетует вообще на свою долю, но печалится о стране, которая в стихотворении представляется в образе Машеньки.
Стихотворение в каком-то смысле является признанием в любви к собственной стране, причем совсем не пафосным. Поэт грустит по утраченному, он не хочет участвовать в новом и отвратительном балагане и требует остановить трамвай, но он продолжает двигаться в «светлое будущее».
Для каждого поэта свойственна определенная гражданская позиция. Конечно, некоторые творцы предпочитают занятия чистым искусством, но трудно существовать в вакууме и, так или иначе, человек является частью определенного жизненного пространства, сообщества, истории. Октябрьская революция разделила творческих людей в России на два лагеря, которые презирали друг друга.
Конечно, условно мы можем выделить и третий лагерь – эмигрантов, тех, кто оставил родную страну, иногда вынужденно, иногда по малодушию. Тем не менее, они по большей части все-таки относились к тем, кто революцию не принял, да и не об этом речь, не стоит вдаваться в подробности.
Гумилев был противником революции и новой власти, он открытой выражал свою позицию и благодаря анархии и отсутствию цензуры смог публиковать такие стихотворения как Заблудившийся трамвай в 1919 году. Поэт удивляется как «вскочил на его подножку». Напомним, в период романа с Ахматовой, да и после он был склонен путешествовать в основном по экзотическим странам и довольно нелепым образом в самую революцию оказался в родной стране, где большую часть года отсутствовал.
Анализ 2
«Заблудившийся трамвай» увидел свет в 1919 году, и сразу привлёк внимание современных критиков. Литературная сторона не вызывала вопросов, но смысл стихотворения заставлял задуматься.
То, что изначально воспринимается как некий театр абсурда, при внимательном анализе превращается в довольно логичную цепочку образов и событий.
Николая Гумилёва совсем не радовало то, что происходило в России после октябрьских событий 1917 года. Поэт сначала был воодушевлён революцией и, как и многие его современники, гордился тем, что стал очевидцем великих свершений. Ждал новых возможностей, которые несла с собой истинная свобода. Но свобода превратилась в хаос и борьбу за власть. Великая и богатая своей историей и культурой держава погрузилась в кровавую анархию.
Вошедшее в поэтический сборник «Огненный столп» новое стихотворение стало своеобразной гражданской позицией поэта.
Абсурдное, по своей сути, название метафорически подразумевает огромную страну, которая подобно слетевшему с рельсов трамваю, оторвалась от своих привычных корней-устоев и устремилась в страшное неизвестное будущее.
Как страстный путешественник, Николай Степанович проводил на русской земле всего пару месяцев в году, теперь же он оказался прикован к новой России. И сам не заметил, как вскочил на подножку неудержимо летящего «трамвая».
В стихотворении перед взором поэта-путешественника мелькают и исчезают любимые места, словно говоря, что ни в одной стране мира не найдёт он теперь покоя. Страшные картины болезней, голода и братоубийственной войны на родной земле неотступно будут его преследовать.
Стихотворение слышится, как страшное предсказание. Сквозь «вороний грай» звучат пророческие мысли автора о собственной смерти от рук рабоче-крестьянской власти. При этом смерть воспринимается как нечто обыденное и совсем нестрашное.
Пассажир летящего трамвая видит, как человеческие головы продают словно это обычные овощи. Абсурд. Но это объяснимо, ведь в эпоху великих свершений, переворотов и катаклизмов смерть человека – привычное явление. Куда важнее мотивация. Героическая гибель за правое дело или позорная смерть врага революции.
Жуткие сцены «Зеленной» сменяются для отчаявшегося пассажира знакомыми и родными пейзажами. Гумилёв тоскует по туманному образу дореволюционной России, где он родился и рос.
Милая, теплая Машенька, к которой обращается автор, как раз и есть, та самая старая, добрая, патриархальная и безмерно любимая поэтом родина. И страшно становится именно от мысли, что прежней её уже никогда не вернуть.
Гумилёв понимает, что всё происходящее вокруг только обман и фарс, прикрытый громкими лозунгами о светлом будущем.
Его герой хочет выпрыгнуть из несущегося в неизвестность трамвая. Но увы. Поздно. Путешествие в никуда продолжается и поэту остаётся только вспоминать и грустить.
Революционные бури не вытеснили заветов православия из сердца героя. Как истинный христианин он решает идти в храм. Там он закажет «молебен о здравии» Машеньки. Так Гумилёв показывает, что молится за будущее своей родины. Но по себе герой намерен заказать «панихиду».
Автор понимает, что всё то, чем он жил, всё, во что верил и что так сильно любил мертво и безвозвратно потеряно.
Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай по плану
Заблудившийся трамвай
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Сентябрьская роза Фета
Мир природы в творчестве А. А. Фета неповторим. В обыденных деталях окружающего неживого мира автор находит то, что становится для него источником вдохновения.
- Анализ стихотворения Я жить хочу, хочу печали Лермонтова
Как известно, человек стремится к приятному и старается испытывать поменьше неприятного. Таково его естественное отношение к этому миру, которое проявляется даже и у животных, которые тоже старательно избегают страдания.
- Анализ стихотворения Цветы Есенина
Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение
- Анализ стихотворения Сукин сын Есенина
Творчество Есенина часто глубоко биографичное, подобно тому как скажет немного позже его соратник по литературной работе Хемингуэй – писать нужно честно, писать нужно об известном тебе
- Анализ поэмы Анна Снегина Есенина сочинение
Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине