Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова
Творчество М.Ю.Лермонтова - постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях. Первые стихи были написаны четырнадцатилетним мальчиком. В лирико-романтическом стиле он описывал свои эмоциональные переживания, размышления о предназначении его в мире. Примером такого произведения служит его стихотворение «Молитва», написанное поэтом в пятнадцатилетнем возрасте.
Условно произведение можно разделить на две смысловые части. В начальной части поэт взывает к Господу о прощении своих грехов. Перечисляя их, молодой человек на первом месте ставит любовь к жизни со своими страстями, греховными соблазнами. Для юноши эти грехи самые страшные, поскольку они заставляют забывать человека истины Бога, тем самым отдаляясь от веры Господней. Называя землю могильной, Лермонтов дает понять, что живущие на земле люди, после кончины окажутся погребены в нее. Мысли уносят автора в вулканическую поэтическую лаву. Вдохновение и поэзия заставляют Лермонтова забыть о Боге и справиться с этим он не в силах. Интересны приведенные в произведении сравнения стихов с лавой, а самого поэта с вулканов.
Юношеские метания описаны с особой силой. Поэт понимает о греховности поступка, но справиться с ним он без помощи не может. Душе его тесно на земле, но страшно в небесах.
Вторая часть изложена в форме обещания Лермонтова Богу. Начинаясь с «но», она словно становится противоположностью первой части. Поэт признается Господу, что погасить «пламя» он не может без воли самого Бога. Он верит, что когда источник его вдохновения иссякнет, он всецело отдаст свою душу служению Господу.
Если проследить развитие сюжетной линии творения, то можно заметить четко выстроенную структуру характерную для канонического варианта: обращение к Господу, признание его превосходства, просьба молящегося.
В произведении в использована рифма перекрестная, то есть четная строчка сочетается с четной, нечетная с нечетной. Таким способом обеспечивается ощущение диалога героя с Богом. Созданию образности в стихотворении помогают эпитеты и метафоры, которыми наполнено произведение.
Композиционно интересна вторая часть стихотворения. Ритмичность строк словно готовит читателя к кульминации произведения. В первых четырех строках второй части стихотворения сначала появляются маленькие искорки, которые переходят в кульминацию творения - в пламя души, затем в оставшихся строках идет его угасание.
Зарождение бунтарского характера будущего великого поэта зарождалось именно с ранних произведений. Впоследствии к теме молитвы и разговора с Богом Лермонтов вернется еще не раз. Весь свой жизненный путь М.Ю.Лермонтов пройдет с высоко поднятой головой бунтаря.
Вариант 2
Произведение "Молитва" - "Не обвиняй меня, Всесильный..." принадлежит к лирике совсем юного Лермонтова.
Бунтарская натура лирического героя впервые полностью проявляет себя в данном стихотворении.
Стихотворение состоит из двух неравных частей. Часть, в свою очередь, содержит только одно сложносочиненное предложение, при том, что его можно было разделить на несколько. Использование такой конструкции позволяет ощутить скоротечность всего происходящего.
В своём произведении Лермонтов только на формальном уровне соблюдает молитвенный канон. Могущество Бога признано лишь в начале, а далее автор перечисляет свои грехи без всякого на то раскаяния. Бог ставится перед фактом совершенного человеком греха. Перечисляя грехи герой не ждет прощения, он только просит не наказывать его. Мысли автора направлены на земное удовольствие.
Во второй половине произведения рамки канона полностью разрываются. Условно присутствует лишь просьба не гасить пламени, но тут же идёт ряд условий. Герой дерзко выдвигает свои требования Всевышнему.
У автора возникает желание лишиться всего земного. Он просит обратить его сердце в камень и остановить голодный взор.
В своей молитве пятнадцатилетний поэт не испытывает ни малейшего унижения. Обращение к Богу идёт в форме вызова.
В центральной части "Молитвы" представлен внутренний конфликт на психологическом уровне. Лирический герой испытывает нехватку в поддержке, которую он пытается найти в чем-то наивысшем. И параллельно с этим у него есть желание быть самоценной личностью, которая тянется к полной свободе.
Композиционная структура состоит из шести катренов с перекрестной рифмовкой "Всесильный - могильный", "молю - люблю". Олицетворение "ум бродит в заблуждении" указывает на то, что автор признает свое неправильное поведение, но не может ничего сделать. Очи сравниваются со стеклом, которое мрачит волнение, возникающее из-за повышенной впечатлительности. После просьбы, которую герой адресует Богу, не обвинять, идёт перечисление всех совершенных им грехов. Каждый грех начинается с анафоры "за то, что...", которая усиливает эмоциональную составляющую.
Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный) по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Андрея Белого Маг (Упорный маг, постигший числа)
Произведение представляет собой итог и выражение переосмысления собственной жизни, произошедшее после драматических событий в личной жизни.
- Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество
Лермонтов написал произведение под названием «Одиночество», когда ему было одиноко, когда он был один. Эта тема – тем одиночества нередко появляется в произведениях Лермонтова.
- Анализ стихотворения Заболоцкого Гроза идет
В конце 1957 года Н. А. Заболоцкий написал стихотворение под названием «Гроза идёт». Он очень любил красоту российских лесов и полей и часто восхвалял её в своих работах. Данный стих относится к философскому стилю написания.
- Анализ стихотворения Высоко полный месяц стоит Бунина
Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В стихотворении он описывает деревенский пейзаж и порождаемые им впечатления.
- Анализ стихотворения В полдень Апухтина
Творчество Апухтина во многом формировалось под воздействием собратьев по поэтическому ремеслу. К примеру, многие его ранние стихи представляют собой подражание и своеобразное цитирование Пушкина