Анализ стихотворения Нищий Лермонтова 9 класс

Потрясающее произведение, несет в себе глубокий философский смысл. Лермонтов использует «параллелизм», как основную идею построения стихотворения. Поэтические образы здесь перекликаются и как бы «вытекают» одно из другого, дополняя друг друга. Не случайно, действие происходит на ступенях монастыря, который в данном случае олицетворяет открытую душу человека, как Святое, духовное вместилище. Любовные переживания он показывает, через художественное описание несчастного бедняка. Использует его, как призму, чтобы как можно достоверней передать всю силу своих переживаний:

«...Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья...»

Безответность своих чувств он изображает в строках:

«...Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,...»

Кусок данном случае, - это метафора, обозначающая чувства поэта, а "взор" излучающий нестерпимую душевную боль, дает возможность читателю прочувствовать, глубже ощутить страдания. Лермонтов специально использует художественные приемы, для усиления. Двойственность произведения заключается в том, что молодой поэт проводит образные линии , послужившие сравнением между судьбой несчастного бедняка и отвергнутого влюбленного человека:

«...Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;...»

Поэт словно вымаливает любовь, будто милостыню, но получает лишь боль от потери и горечь разочарования:

«...Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Когда было написано данное "признание", молодому Михаилу Юрьевичу исполнилось шестнадцать и он безответно мучается от несчастной любви к девушке на два года старше себя. Она умело манипулирует его чувствами, но не отвечает взаимностью. Ей льстит внимание поэта, в последующем, она будет делиться этим в своих воспоминаниях.

По разным источникам, предыстория создания стихотворения разница. По одной версии, Лермонтов в то время совершал паломничество к Троице-Сергиевской лавре, где повстречал бедняка, просящего подаяния. Получив монеты, слепой поблагодарил и рассказал о том, как однажды молодые шутники насыпали в его чашечку камней. Старик не держал на них зла: «Бог с ними...». По другой версии, из воспоминаний современников, следует, что в компании с ними путешествовала Е.А. Сушкова, та самая роковая красавица, в которую был без памяти влюблен поэт, и именно она подшутила над незрячим, вложив ему камень, вместо подаяния. Правда сама Сушкова в своих мемуарах данный факт не только отрицает, но и предоставляет свою версию. Тем не менее, после произошедшего случая, Лермонтов к красавице резко овладел. Только встреча с незрячим произвела на молодого человека сильное впечатление и оставила в душе неизгладимый след, затем воспоминания легли в основу произведения.

Вариант 2

Делай людям добро, и оно к тебе вернётся, так гласит народная мудрость. Ведь каждому человеку хочется получать ответ взаимности за свои хорошие поступки и чувства. Но как больно и обидно получать обратное. Тогда наступают моменты разочарования и огорчения.

Примером такого случая является стихотворение Михаила Лермонтова «Нищий». В него автор вложил очень глубокий и двоякий смысл. Поводом для написания этого стихотворения послужил реальный случай из его жизни. Сам по себе поэт был не сильно верующим человеком. Однако он считал, что церковь и все святые места воспитывают терпение и покорность человеческой души, чего ему и не хватало в жизни. Поэтому он в свои короткие отпуска старался посещать храмы и обители святыни. В такие поездки он всегда брал с собой женщину, которую он любил долгие годы, но которая так и не стала его спутницей жизни. Сюжет стихотворения нам обрисовывает картину, которую увидел автор. У ворот святой обители стоял просящий подаяния. Он был иссохший, чуть живой, его весь облик напоминал не живого человека, а скорее живую маску. Это значит, в нем не было ни капли жизни, от жажды и страданья его взор словно окаменел и стал маской.

Описывая образ просящего, поэт одновременно подразумевает себя. Внешний вид нищего он сравнивает с внутренним миром себя. На тот момент у него было точно такое же душевное состояние от безответной любви женщины, которую он ждал долгие годы. А она только играла его чувствами и заставляла ждать, давала только обещания, которые никогда не выполняла. Но главным поводом разочарования в любимой для поэта стал необъяснимый поступок этой женщины. Она ради шутки положила в руку просящего подаяния камень, конечно же, в дальнейшем она это отрицала. Этим самым она «бросила» камень и в душу автора, в его искренние чувства. Это поставило точку в постоянном ожидании и надеждах автора, что когда-нибудь они будут вместе. Поэт понял, что эта женщина не та, за которую себя выдавала.

В данном стихотворении поэт совместил два смысла. В первых двух строфах он описывает увиденного нищего, а в последней – он высказывает о том, что чувствует. Как он ждал, молил о любви, но его лучшие чувства оказались обмануты навек. Сразу становится понятно, что автор обращается к конкретному человеку, потому что в конце употребляет выражение «чувства обмануты тобою».

Анализ 3

Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий». Отвергая все проявления внимания и ухаживания влюбленного в нее молодого человека, девушка еще и поднимала его чувства на смех – эти обстоятельства подавляли ухажера, вызывая глубокую скорбь.

Прогуливаясь по территории Троице-Сергиевой Лавры, поэт наткнулся на нищего слепца. Как известно, этот несчастный пожаловался Лермонтову на свою печальную судьбу и издевательства со стороны юных прихожан. Последние зачастую клали в его кружку вместо монет камни. Этот эпизод глубоко тронул поэта, напомнив ему собственные чувства насмешки, унижения и предательства со стороны объекта любви. Этими чувствами и проникнуто стихотворение, которое относится к любовной лирике.

Лирический герой испытывает горькое разочарование и глубокое отчаяние, удачно сравнивая себя с несчастным нищим, который вместо ожидаемого хлеба получает лишь горсть ненужных камней. Это сравнение – прообраз порочной человеческой жестокости, появляющейся вследствие душевной глухоты. Оно напоминает библейский сюжет – притчу Иисуса Христа о жестокости развращенного рода, который не угождает Богу, тогда как своему сыну ни один из этих людей не даст вместо хлеба камень.

Что касается композиционных особенностей произведения, то оно имеет две части и состоит из трех строф-четверостиший. Первая часть повествует читателю о нищем, столкнувшимся с жестокостью окружающих людей, а во второй части автор переходит к описанию собственных чувств. Стихотворение написано в размере четырехстопного ямба – именно он позволяет передать всю глубину душевной скорби лирического героя. Рифма стихотворения перекрестная.

При написании стихотворения автором использовано немало художественно-выразительных средств языка – это тропы, при помощи которых передается атмосфера внутренних чувств души. Эпитеты («обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «живая мука», «слезы горькие», «чувства лучшие») и метафоры (крупное образное сравнение протянутой руки нищего старика и души автора, жаждущей любви и понимания), а также трагизм стихотворения делают его прекрасным памятником русской литературы, показывая многочисленные возможности языка в раскрытии самых глубоких чувств человеческой души.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий», призывающее видеть и чувствовать страдания окружающих нас людей, проявлять милосердие и ласку - одно из тех произведений, которое воплотило в себе суть русской поэзии.

9 класс

Анализ стихотворения Нищий по плану

Нищий

Нищий

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Прощанье Некрасова

    В 1856 году Некрасов написал стихотворение «Прощанье», но вот при жизни поэт так и не увидел его в печатном виде. А сам Некрасов часто читал его своим друзьям

  • Анализ стихотворения Бессонница. Гомер. Тугие паруса Мандельштама

    Стихотворение «Бессонница, Гомер, тугие паруса» было написано в 1915 году. Этот этап творческой жизни поэта серебряного века многие литературоведы называют периодом «Камня»

  • Анализ стихотворения Утро Никитина (5 класс)

    Поэтическое творчество И. С. Никитина - это отражение личного отражения к природе, изображение быта, уклада простого народа, его мыслей в реалистичном виде.

  • Анализ стихотворения Бабочка Фета

    По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений.

  • Анализ стихотворения Буря Фета

    Афанасий Фет завершает свое творчество финальным сборником, который получил название «Вечерние огни». Он увидел свет в 1883 году, потом было выпущено еще три переиздания, а последняя версия вышла