Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова 6 класс
Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании. Три пальмы растут в пространстве пустыни, они укрывают собою воды родника и в этом заключатся симбиоз между пустыней деревьями и родником.
Однажды пальмы изнывают от нетерпения явить кому-либо собственную красоту, они хотят чтобы кто-то смотрел на них, радовался этому удивительному оазису и вот они получают караван, который приходит, чтобы остановиться под сенью деревьев. Только люди безучастны к этой красоте, они преследуют полностью утилитарные цели, то есть напиться воды, немного отдохнуть и не замерзнуть. Поэтому, когда наступает темный период дня, пальмы оказываются топливом для огня и исчезают.
Автор описывает безразличие людей к красоте и отличие ожиданий от действительности. Пальмы хотели, чтобы другие разделили с ними красоту, но они забыли, где они сейчас – в безжалостной пустыне, где людям требуется выживать и вся красота заключается только в этом. Пустыня не предполагает созерцательное настроение только для мудрых отшельников и аскетов, которые способны сносить любые тяготы, подчинять себе природу и собственное тело.
От намерения дать кому-то красоту и радость остается только исчезнувший оазис. Пальмы не понимают какую потребность могут на самом деле испытывать другие. Поэтому они оказываются разрушенными.
Также Лермонтов говорит в этом стихотворении о разрушении красоты вообще. Порой нечто великолепное может существовать только в самом себе, отдельно от мира, возможно, такие частички красоты и созданы для того чтобы быть оазисами в пустыне этого мира и лучше никому бы вообще не видеть этой красоты. Ведь люди, по сути, и в большинстве своем губительны, они уничтожают пространство, куда приходят, наиболее распространенный способ преобразования предполагает суровую практичность.
Весьма печальное стихотворение, которое побуждает к длительным рассуждениям. Хочется осмыслить соотношение красоты и практичности. Понять в чем на самом деле была изначальная польза от пальм.
Вариант 2
Стихотворение Михаил Лермонтов написал в 1938 году. Как и во многих стихотворениях Лермонтова, в этом имеется поучительный смысл. Можно назвать это стихотворение притчей, потому как композиция и нравоучение явно настраивают читателя именно на такой расклад.
Стихотворение «Три пальмы» замечательно тем, что затрагивает в себе одновременно несколько проблем. Однако начинать стоит по порядку. С самых первых строк читатель знакомится с основными образами и лирическими героями стихотворения, пальмами. Эти деревья стоят посреди пустыни, под их зелеными ветвями находится оазис, причем ветви являются защитой для райского уголка. Пальмы принимают на себя удар солнца. Однажды три пальмы обращаются к Богу: они недовольны тем, что без надобности растут в пустыне, ведь они родились не для того, чтобы завянуть там. Молитвы пальм были услышаны, пришел караван и начал наслаждаться тенью прекрасных деревьев. Но ведь после наступления ночи люди безжалостно разрубили пальмы и сожгли, чтобы согреться. О чем это может сказать читателю?
Первая проблема, которую выделить можно сразу -это неумение ценить, Бог услышит молитвы, но даст ли он неблагодарному именно то, что тот хотел? Пальмы начали роптать на Бога, они получили долгожданный миг, но ведь это принесло им гибель. Не менее важной в стихотворении является проблема отношения человека к природе. Люди часто уничтожают природу, не понимая, какие дары она преподносит нам каждый день. Лермонтов также упоминает о том, что природа способна ответить на жестокость человека, лишив его того, что он не оценил. Только после лишения человек способен понять, как важен был дар природы.
Стихотворение является уроком для многих людей, ведь люди часто попадают в такие же ситуации, как и пальмы. Надо сказать больше, пальмы и есть олицетворение людей в какой-то степени. Именно пальмы отражают то, что необходимо ценить то, что имеешь.
Анализ стихотворения Лермонтова Три пальмы
В этом стихотворении Лермонтова передана восточная сказка. В той легенде главные герои, соответственно, пальмы. У них нет, как в русской сказке, сходства с тремя сыновьями (разнообразие характеров было бы от умного до дурака), они не спорят друг с другом (как лебедь, рак и щука), но твердят в один голос на троих. У них общее желание, общее недовольство волей Всевышнего…
Начинается стихотворение с описания пейзажа, частью которого и были пальмы, можно сказать, что только они и украшали, и оживляли пустыню. Итак, вокруг лишь бесплодная земля, но тень пальм хранит родник холодный. Иногда налетает пустынный вихрь. Только пальмы не позволяют засыпать родник. Голубая даль, золотой песок, безмятежность, зной… Проходят годны – ничего не меняется, лишь пальмы под вечным солнцем начинают сохнуть, да и родник тоже. А они мечтали о путнике, который припадет в их сени к роднику. И пальмы стали роптать на волю Небес.
Лермонтов передает прямой речью их недовольство. Они считают, что росли без цели, которую сами себе придумали – «благосклонный радовать взор». И пальмы так и заявляют хором, что судьба несправедлива. Как и бывает в сказке на их возмущение тут же ответом появляется караван. Кружится песок, нестройно звучат звуки, взрывают почву верблюды.
Караван со своими пестрыми коврами разрушает спокойствие этого почти райского уголка. Сравнивается движение каравана с челноком в море. С одной стороны, это логичное сравнение (по характеру движения), а с другой, неожиданное, так как построено на контрасте (пустыня и море). Тут и конь поднимается на дыбы, похожий на хищника – барса. Он принадлежит слегка обозначенному герою – фарису в белом. У каравана появляется лицо практически. Это человек, видимо, молод и удал – он кричит и свистит, бросает и ловит копье. Он совсем не похож на изможденного путника, о котором грезили пальмы. И веселый караван приходит под пальмы. Всё же они рады – гордо кивают головою, угощают гостей водой.
Ручей, как живой, щедро поит людей. Да, те набрали воды, но этого им мало. Люди срубают пальмы. И автор восклицает, что погибли «питомцы столетий». Людей он в этой ситуации не оправдывает, но сравнивает с детьми, которые сорвали с них одежду (листья), разрубили тела (стволы), медленно пытали огнем (жгли). Людей не волнует ни судьба пальм, ни ручья, ни караванов, который может вскоре оказаться здесь. Они оставляют за собой пустыню.
Караван уходит утром, оставляя лишь холодный и даже седой пепел, который разметает по пустыне. И остался несчастный родник, его вот-вот занесет песок, ему не с кем даже поговорить больше. Важно, что автор сразу подчеркивает, что пальмы были гордыми. То есть они взирали на все с высока своих стройных стволов не только буквально.
Пальмы считали, что они такие замечательные (особенно по сравнению с окружающим запустением), что составят счастье для любого путника. Он найдет живительную тень под их кронами, будет их всю жизнь благодарить и вспоминать. Как это похоже на мечтания какой-нибудь наивной девушки, например, что стоит ей выйти в свет, куда её не пускает маменька, как она станет светской львицей, звездой салонов. Но оказывается, что наученные обществом её тут же обманут, заговорят, высмеют и, вероятно, обманут её надежды.
Ближе к Михаилу Юрьевичу сравнение с «Мцыри», где герою ничто мило не было, кроме свободы в горах. Он вырвался из спасительных стен монастыря, но заблудился, изголодался, был ранен в схватке с диким зверем, в итоге – погиб. Стихотворение это о гордости, о желании лучшей доли, которая иногда несет гибель.
Конечно, героиням не нужно было проявлять недовольство Вселенной, но просить о том, чтобы помочь страждущему - можно... Но сказание таково.
Анализ для 6 класса
Очень мудро и поучительно написано стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы». Автор вложил в него очень глубокий философский смысл о ценностях в жизни, который передан в сюжете стихотворения. Порой человек не ценит то, что имеет, он не видит то хорошее, что случается каждый день, а замечает только минусы сложившейся ситуации. У него возникает неудовлетворённость оттого, что его ожидания не совпадают с реальностью. Из-за этих противоречий у человека возникает желание изменить ситуацию, не задумываясь о дальнейших последствиях.
Сюжет стихотворения описывает аналогичную ситуацию. В степях аравийской земли беззаботно растут три пальмы, которые омывает звучный родник. Казалось бы, всё очень хорошо, никто не беспокоит и не тревожит эту прекрасную картину. Зелёные, роскошные листья пальм прикрывают ручей от знойных лучей и летучих песков, а он в свою очередь питает деревья влагой. Они полны силы, стройные, красивые и гордые.
Однако в одно прекрасное время это надоело пальмам, они впали в уныние и стали жаловаться Богу о том, что они без пользы растут в пустыне, не радуют никого своим цветением. Странники не подходят к ним, чтобы отдохнуть в тени зелёной или напиться студёной воды из ручья. Но беда в том, что они не подумали о последствиях… И Бог услышал их просьбы, и ситуация изменилась. Но стало ли пальмам от этого лучше? Да, они увидели людей, да, они порадовали их своей роскошной, махровой зеленью, укрыв от палящего солнца. Но это было в первый и в последний раз. Люди же без особого восторга красотой пальм, использовали их как средство для выживания. Сначала они отдохнули в тени деревьев, напились из ручья и напоили своих животных, а с наступлением ночи – срубили и сожгли их огнём. Люди безжалостно лишили жизни питомцев столетий, не подумав о будущем. Они не подумали о том, что, срубив пальмы, они тем самым погубили ручей, потому, что он пересохнет от знойных лучей и его засыплют пески. Также люди не подумали о другом караване, который возможно будет идти после них. Они подумали только про себя, про удовлетворение своих потребностей.
Так и в реальной жизни – кто-то думает только про себя, а кто-то - ещё и про других, рядом присутствующих людей. По сюжету стихотворения пальмы думали не только про себя. Они хотели приносить какую-то пользу, несмотря на то, что уже многие годы они росли очень даже хорошо. Вселенная услышала их желания, но последствия стали необратимыми. Результат оказался полностью противоположным ожиданиям. Возможно это расплата за их уныние, ведь оно является большим грехом, а возможно такова судьба. Так давайте же ценить то, что имеем, радоваться жизни и возможности увидеть новый день. Тогда мы станем счастливее.
6 класс.
Анализ стихотворения Три пальмы по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения К.Б. Я встретил вас и все былое... Тютчева
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» так же известно, как «К.Б.». Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 «Я помню время золотое…».
- Анализ стихотворения Слушай поганое сердце Есенина
Противоречивый характер личности Есенина будет понятен, если более-менее подробно изучить его творчество. В своих различных ипостасях поэт проявляет грани внутреннего мира, которые условно градируются от набожного странника
- Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…
С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.
- Анализ стихотворения Сельское кладбище Жуковского 9 класс
Первый вариант стихотворения «Сельское кладбище» Василия Андреевича Жуковского был создан в 1801 году и является переводом одного произведения английского поэта Томаса Грея, несомненно, оно является очень красивым произведением
- Анализ стихотворения На пруде Бунина
Произведение, которое описывает утро на водоеме, расположенном недалеко от маленького поселение, было написано в 1887 году. Автор только начинает свой творческий путь и многому учиться у своего наставника в лице Фета