Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама
Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.
Стихотворение было написано в 1916 году. Третий год шла войн, время, вообще, было неспокойное, в воздухе витал дух революции. Вероятно, по этому Москва, которую посетил тогда Мандельштам, вызвала у него не исторические ассоциации, наполненные внутренней тревогой.
В Москве поэт встретился с Мариной Цветаевой. Ее имя вызвало у него воспоминания о Марине Мнишек, следовательно, наступлении смутного времени, тем более что наступление новой Смуты чувствовали тогда многие, в том числе, вероятно, и он.
Название «На розвальнях, уложенных соломой…» показывает незавидное положение, в котором очутился Григорий Отрепьев, с которым ассоциировал себя сам автор. В них автор изобразил самозванца, которого связанного и без шапки везут на казнь. Не названная по имени спутница героя, едущая с ним на крестьянских санях – это Марина Мнишек, в роли которой он изобразил Цветаеву. Выбор именно розвальней, скорее всего, подсказан известной картиной Сурикова, изображающей высылку из Москвы боярыни Морозовой. На данном полотне фигурируют именно они (также как снег и черные птицы), хотя сюжет и относится к более поздней эпохе российской истории. Это не имело существенного значения для Мандельштама, писавшего не об истории или реальной Москве, но выражавшего чувства, нахлынувшие на него при встрече с древней столицей и Цветаевой.
Мандельштам чувствует опасность и агрессию, исходящую от простого народа. Злые бабы и худые мужики пока просто стоят, но и поэт и читатели, знакомые с русской историей, чувствуют, что все кончится кровью.
Мандельштам, погрузившись в московскую атмосферу, обратился и к символам древней столицы. Три свечи, горящие в часовне, это древний образ Москвы, как Третьего Рима. Однако и здесь старинная концепция, вероятно, слилась у поэта с тремя встречами с Цветаевой, так как в истории о Лжедмитрии подобного сюжета нет.
Подожженная солома в последних строках произведения может означать рыжие волосы самозванца, которого, действительно, сожгли и прах, смешав с порохом, выстрелили из пушки.
Пассивного героя стихотворения показывает, что в глубине души Мандельштам не видел сил или возможности защититься от неизбежных эксцессов революционного времени, заранее чувствуя себя жертвой.
Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой по плану
На розвальнях, уложенных соломой
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Помню я: старушка-няня Фета
Каждого из нас в детстве воспитывали. И именно то человек, который это делал, скорее всего, и является для вас самым родным и близким. Неважно был ли это ваш родственник, или же просто нанятый человек для вашего воспитания
- Анализ стихотворения Сияла ночь. Луной был полон сад Фета
Изучив стихотворение «Сияла ночь...» я считаю, что лирический герой в нем является тонкой и чувствительной, а так же максимально искренней личностью. Это отчетливо видно в его желаниях, ведь он хочет жить
- Анализ стихотворения Снега потемнеют синие Твардовского
Круговерть этого мира на самом деле не всегда осознается в полной степени людьми. Казалось бы, не существует ничего более простого, чем понять, как люди появляются на Свет и уходят, как сменяются эпохи и как простые и не совсем движения души выливаются
- Анализ стихотворения Тютчева День и ночь
Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной
- Анализ стихотворения Метель Бунина
Произведение относится к раннему поэтическому творчеству писателя, написанное в его юношеском возрасте под влиянием сказочных, волшебных преданий.