Анализ стихотворения Парки Мережковского
Для того чтобы описать трудноописуемое человеческое существование с давних времен использовались различные образы, которые делали его более понятным и ясным. Античная мифология включала в себя богинь, которых звали Мойры (в Греции) или Парки (в Риме) они были детьми верховного Зевса и богини правосудия Фемиды. Свойством и задачей этих богинь была работа с веретеном и нитями человеческих судеб, всего было три богини и каждая имела свою функцию: какая-то плела нить человеческой судьбы, другая могла эту нить перерезать специальными ножницами.
Мережковский в своем стихотворении Парки вступает в общение с этими древними силами, он обращается к богиням, рассказывает про собственные чувства. Произведение условно состоит из двух частей, в первой более подробно описываются сами божества, а во второй автор переводит внимание читателя на человеческое существование, в частности на свое собственное как пример такового.
Начало стихотворение наполнено атмосферой смирения с судьбой, понимания бренности всего мира: «было прахом – будет прахом». Не существует ничего вечного на этой земле, только парки плетут свое веретено и переплетают различные человеческие судьбы, создают уникальный рисунок, который со временем разрушается и возникает новый и во всем в этом не существует какого-либо существенного смысла: «без начала и без цели». Божества просто прядут свою пряжу и в этой непрестанной деятельности также проявляется основное качество этих богинь – безразличие, так как на мольбы они не обращают внимания.
Если вернуться к мифологии, то Мойры или Парки действительно были одними из немногих, которые отличались полной непреклонностью, совершить с ними какое-то соглашение было крайне трудно. Для сравнения нужно сказать про другие божества, с которыми люди могли общаться, которым могли молиться и получать нечто. Богини судьбы практически всегда оставались непреклонными, так как не обладали эмоциями.
Из этого поэт интересным образом выводит другое свойство, Парки говорят только правду, хотя и горькую для многих. Однако, ведь действительно, если они не подвластны эмоциям и каким-либо соблазнам, к примеру, красоте, то они говорят полностью объективно, то есть настоящую правду. Да и возможно ли в итоге спорить с судьбой, в каком-то смысле сплетенный рисунок и есть та правда, которая возникает в этом мире.
Тем не менее, для развития темы поэт говорит про мир людей, который полон лжи. Однако, Мережковский объясняет этот факт именно потребностью спорить с судьбой, потребностью менять данный мир. Объяснение, конечно, не особенно достойное и заслуживающее почтения, но поэт и не претендует на какое-то достоинство.
Он спокойно констатирует: сердце человека слабо, там есть и правда и ложь. Далее: сам он тоже слаб и не может совладать с судьбой, ни распутать эти нити, ни рассечь узлы, но и покориться человек не хочет. В каком-то метафизическом смысле он всегда лжет и в этом его потребность для того чтобы верить и жить.
Анализ стихотворения Парки по плану
Парки
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина
Анализируемое произведение является одним из ранних в творчестве поэта Есенина. Посвящается оно потерянной любви. Множество повторов местоимения дают эффект диалога с той самой, возлюбленной, ласковой и нежной.
- Анализ стихотворения Июль - макушка лета Твардовского
Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.
- Анализ стихотворения Кричат перепела, трещат коростели Фета
Произведение относится к зрелому творчеству поэта и является в соответствии с жанровой направленностью пейзажной лирикой. Основной тематикой стихотворения становятся авторские философские раздумья
- Анализ стихотворения Вольный сокол Фета
Стихотворение А.А. Фета «Вольный сокол» написано в 1884 году. Это одно из поздних его творений. Он не отступает от своей главной темы и всё также пишет о своих чувствах, выражая их через красоту природы.
- Анализ стихотворения Баратынского Признание
«Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.