Анализ стихотворения Соловьи Некрасова 5, 6 класс

Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.

В начале стихотворения автор рисует идиллическую картину из крестьянской жизни. Все описываемое им вполне правдоподобно. Молодая крестьянка с маленькими детьми идут на праздник в рощу, где собралось все село. Автор намеренно показывает эпизод из крестьянской жизни, который по своему характеру не связан с тяжелым трудом, необходимостью платить землевладельцу или государству неподъемные суммы. Действие происходит во время сельского праздника – одного из немногих дней, когда крестьяне могут отдыхать и веселиться. Автор подчеркивает веселые разговоры и смех собравшихся.

Далее речь также ведется о певчих птицах. Крестьянка рассказывает своим детям, что одно время соловьи исчезли из этой рощи, так как местные жители в большом количестве их ловили. Однако и эта история с птицами закончилась хорошо: было принято решение прекратить охоту на соловьев, после чего те вернулись. Теперь у этих птиц есть место, где они в безопасности. Казалось бы, получается благостная история из жизни крестьян, которые иногда любили рассказывать помещики.

Однако уже в конце произведения, репликой старшего сына крестьянки, Некрасов раскрывает, зачем он написал это стихотворение и почему обратился к теме певчих птиц. Ребенок спрашивает мать, есть ли подобное безопасное и привольное место для людей. И поэт, устами крестьянки, отвечает, что для людей такого не существует. В ее ответе расшифровывается, что именно автор считает аналогичным силкам и клеткам для птиц. Это подати и рекрутская повинность.

Высокое налогообложение и мобилизация в армию на 25 лет, в основном, касались крестьян. Крестьяне – герои стихотворения, подтверждают, что речь шла о самой многочисленной группе населения тогдашней России.

В своем стихотворении поэт, желавший облегчить страдания своего народа, донес свои мысли до читателя. При этом он сумел избежать излишней патетики и не создавал картины ужасающих бедствий. Прочитавший произведения сам должен сделать очевидный вывод. С точки зрения пропаганды своих идей, Некрасов сделал верный ход, показав веселых отдыхающих крестьян. Читатели из средних и высших слоев общества, таким образом, воспринимали их в качестве таких же людей, как и они сами с обычными житейскими радостями.  

Вариант 2

Некрасов – наследственный русский дворянин и великий стихотворец своего времени. Несмотря на его статус, Николаю Алексеевичу неизменно была небезразлична жизнь и удел простого народа. Почти все стихотворения Некрасова, так или иначе, раскрывают подробности сельского быта, понуждая читателя проникнуться состраданием и симпатией к закрепощённым крестьянам.

Так, например, в стихотворение «Соловьи» речь идёт не столь о птицах, сколь о мечте крепостного народа. Мечте о месте, где не будет дворянской власти, податей и рекрутчины, и где народ сможет подобно соловьям выращивать своих детей, трудиться лишь ради блага собственной семьи, петь песни и радоваться жизни, ничего не опасаясь.

Автор подаёт это сопоставление весьма мастерски, почти незримо вплетая в повествование о дивной роще строки, помогающие нам прочувствовать атмосферу крестьянского бытия.

Эту атмосферу создаёт и сама структура, лексика произведения. Незатейливые, короткие фразы, простые, бытовые обороты. Автор не даёт читателю забыть, от чьего лица ведётся рассказ, с помощью периодических фраз, обращённых непосредственно к чадам лирической героини [«(Клим, не трогай Сашу!)», «Да не мешай же мне, проказник!»].

Также прекрасно передан образ крестьянки – примерной русской матери. От лица автора о ней нет ни слова, однако, по мере повествования перед глазами сам собой возникает образ трудолюбивой, кроткой женщины, которая работает днями напролет, но несмотря на это не утратила любви к жизни. Она находит в своём сердце силы любить не только собственных детей, но и природу, животных, и прививает своим детям эту любовь к природе.

Обратим внимание на финальные строки:«А если б были для людей Такие рощи и полянки, Всё на руках своих детей / Туда бы отнесли крестьянки...»

Женщина не говорит о том, что сама отправилась в чудное место, она грезит лишь о счастье для своих детей.

Эта самоотверженность окончательно укореняет в сердце читателя симпатию и восхищение лирической героиней.

Поражает также и оптимизм, жизнерадостность; в произведение почти не говорится о тяжёлом быте и непосильной работе, а лишь о празднествах, песнях и веселье.

Но несмотря на это автор умудряется дать нам прочувствовать, ощутить всю нелегкость положения крестьян. Не упоминая о проблеме напрямую, Некрасов, тем не менее заставляет нас проникнуться проблемой, исчезнувшей ещё в позапрошлом столетии. Это ли не подлинное ремесло поэта?

В нашу эпоху не так важна тема отношения к простому люду, но как никогда злободневна тема отношения к природе. На примере небольшой рощи Некрасов показывает, каким прекрасным может быть мир, наполненный беспечным щебетанием птиц, благоуханиями диких трав, и как хорошо может быть людям бок о бок с братьями нашими меньшими.

И на примере той же рощицы показано, как печальны могут быть для самих людей результаты их же бездумного, корыстного отношения к природе.

Анализ стихотворения Соловьи по плану

Соловьи

Соловьи

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Бессилие Гиппиус

    Стих «Бессилье» отнюдь не сияет веселыми чувствами. Вероятно, аргументом поэтессы стали её бессилие, несамостоятельность и им подобные чувства, так как согласно сюжету творения, героиня способна совершить все

  • Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

    Произведение представляет собой стихотворение, относящееся к пейзажной лирике поэта с элементами философии, рассматривающей в качестве основной темы проблему человеческого счастья.

  • Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс

    Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту

  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

  • Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин

    Стихотворение Есенина «Собаке Качалова» было написано в последний год жизни поэта. Произведение посвящено собаке народного артиста СССР – В. И. Качалова, с которым Есенин был в приятельских отношениях.