Анализ стихотворения Ночь Некрасова
Произведение создается в жанре лирической элегии и посвящается воспеванию волшебного природного явления в виде ночного времени суток.
Основная тематика стихотворения акцентирует внимание на бесподобной и неповторимой красоте ночи, выраженной в бескрайней тишине и гармонии. Лирический герой наблюдает в ночном небе мерцание звездного света, которое кажется ему то ярким, то тусклым, передвигаясь, а порой и исчезая в плывущих темных облаках на бархатистом небосводе.
Образ лирического героя изображается в виде охватившей его атмосферой тоски, одиночества, уныния от душной и пресной жизни, которая подталкивает его к воздушным массам, окутывающим ночной воздух, стремясь проникнуть в праздничный звездный хоровод в неосязаемом небесном пространстве, где вольно и свободно чувствует себя ночной ветерок.
Сквозным мотивом стихотворения проходит тема темноты, выражающаяся в обилии олицетворений, красочных эпитетов, а также приблизительных и неточных рифм. Поэт выбирает в качестве стихотворного размера трехстопный дактиль, выстраивая композиционную структуру произведения в трех частях с использованием иррегулярного строфического деления.
Упокоенную ночную тишину, погрузившейся во тьму жизни, поэт прерывает внезапно возникшими ветреными порывами, которые оказывают своеобразное волнение в засыпающей природе в виде скрежета упавшего старого дуба, качающихся ветвей деревьев, содрогающихся от переменчивых капризов природы.
Лирический герой, наблюдающий различные природные состояния в течение небольшого периода времени, удивляется своенравности и непостоянству окружающей природы, при этом восторгаясь ее совершенством, проявляющимся во вновь обретенной тишине, окутавшей темное, беззвездное небо.
Поэт передает волнительное настроение лирического героя, стремящегося очутиться среди блестящих огоньков, рассыпанных по небесному покрывалу, желая почувствовать ощущение легкости и высоты полета, несущего элементы колдовства и загадочности. Герой пытается избавиться от нахлынувших грустных чувств и своей одинокой жизни, раскрывая потайные уголки собственной фантазии и обретая в них душевное успокоение, наслаждаясь дурманящей и обволакивающей красотой ночной природы и завидуя свободолюбивому ветру, способному воплощать в жизнь свои собственные желания и стремления.
Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом изощренной и очаровательной звукописи, проходящей сквозным лейтмотивом через все повествование и делающей стихотворную речь плавной и одновременно звонкой.
Печальное состояние лирического героя, нежелающего мириться с тоской и грустью, выражает авторскую позицию, заключающуюся в необходимости постоянного движения человека вперед, не опуская плечи под тяжестью жизненных проблем и стремясь к самосовершенствованию, реализуя собственные желания, мысли, не поддаваясь мрачной безысходности и темному самосознанию.
Анализ 2
Безусловно, корни поэтической деятельности кроются в первобытных ритуалах заклинательной магии и заговаривания реальности. Само слово изначально имело магическую силу и считалось инструментом воздействия на действительность, да и сейчас остается таковым. Ведь то, каким способом мы описываем реальность, определяет и восприятие этой реальности, то есть формирует наш мир.
Тем не менее, от пространного вступления нужно перейти собственно к стихотворению Ночь, которое во многом подтверждает все эти выкладки о магическом аспекте деятельности поэта. По сути, перед нами заклинание, которое читает и сочиняет поэт. Он призывает духов, стихии и известные ему силы, ради того чтобы получить нечто сверхценное, достигнуть небесных пределов.
Начинается стихотворение с описания своеобразной тоски по абсолюту. Автору не спится, он грезит о какой-то звездочке, к которой стремится его сердце.
Стихотворение состоит из трех частей и каждая часть завершается своеобразным призывом, магической формулой, которая высказывает намерение. Сначала мы видим «Занеси меня, мечта!», далее «Унесите в мир воздушный» и в завершение «Унеси меня туда». Кстати говоря, троекратное повторение само по себе тоже является магической формулой, которая известна и в самых элементарных народных поверьях, к примеру, сплевывают через плечо или стучат по дереву именно трижды.
Также мы видим градацию этого призыва, который сначала является обращением к мечте, далее к каким-то сущностям или грезам, которые «крылами прошуршат» и в завершение к ветру «вольному и летучему». Так или иначе, Некрасов (или лирический герой) просит о вознесении в иные сферы бытия, к собственной цели. Он хочет достигнуть какого-то иного существования, овладеть чем-то небесным, которое предстает в форме или символе звездочки – заветной цели.
Содержательно стихотворение напоминает шаманские заклинания или гимны из различных политеистических религий, где сначала выполняется воспевание определенной силы или стихии, а после этого какая-то просьба. Возможно Некрасов имел какие-то знания в этой области благодаря своей молодости в деревне и изучению народных поверий.
Анализ стихотворения Ночь по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Горячий ключ Фета
В жизни Афанасия Фета произошла редкая личностная трагедия, гибель любимой женщиной становится для него неизгладимой травмой, которая отразилась также и на творчестве поэта,
- Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс
Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь
- Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс
Произведение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. «Бородино» - стихотворение, которое рассказывает о многом
- Анализ стихотворения Собаке Качалова Есенин
Стихотворение Есенина «Собаке Качалова» было написано в последний год жизни поэта. Произведение посвящено собаке народного артиста СССР – В. И. Качалова, с которым Есенин был в приятельских отношениях.
- Анализ стихотворения Признание Заболоцкого
Это стихотворение было написано в далёком теперь для нас 1957 году. Это было время хрущёвской «оттепели», когда поэзия бурно расцветала. Все без исключения, поэты писали о женщинах и для женщин.