Анализ стихотворения Песня Еремушке Некрасова

Произведение относится к гражданской лирике поэта. В нем Некрасов, в форме, казалось бы, простого бытового общения, сопоставляет два типа мировоззрения и поведения в жизни.

Обывательское отношение к жизни в стихотворении выражает старая нянька, убаюкивающая младенца Еремушку. Оно просто: нужно кланяться господам, пытаться подружиться с сильными, поступать не по своей воле, а угождать им. Наградой за такое поведение должна стать жизнь праздная и привольная. Причем последнее нельзя понимать, как свободу, так как человек, переставший угождать, сразу потеряет все. Определение «привольная» здесь можно истолковать как синоним исполнения меньшего числа обязанностей. Няня своей колыбельной песней советует ребенку выбрать судьбу старшего холопа и всеми силами служить хозяевам жизни. Она проповедует конформизм в крайней степени.

Другой вариант построения жизни предлагает младенцу заезжий свободолюбивый образованный человек из города. Он призывет ломать существующий миропорядок и строить новую жизнь, на иных прингципах. Для этого необходимо избавиться от лени и, отбросить рутину прежнего жизненного уклада. По мнению поэта – революционера, человек должен полностью посвятить себя высокой цели и отдать ей всего себя без остатка. Это служение сродни религиозному, только на место Бога поставлено счастье народа. Полноценную борьбу за высокие идеалы, как утверждает Некрасов, нельзя сочетать с обычной жизнью. Недаром он говорит о невозможности заполнить старую форму новым содержанием. Все мечты об обычном человеческом счастье, тихой спокойной жизни, карьере и достатке должны быть отброшены.

Автор понимает, что требует от молодого поколения, которого олицетворяет младенец Еремушка, очень многого. Однако он не стремится даже обещать какие-либо блага после установления нового более справедливого строя. Наградой должно стать создание честно выполненного долга. Некрасов выдвигает другое обоснование необходимости всецело посвятить себя борьбе. В стихотворении звучит утверждение, что стремление к справедливости заложено в человеке изначально. Пытаться погасить его – значит идти против природы.

Кроме этого, герой, олицетворяющий передовую интеллигенцию, поющий свою колыбельную Еремушке, воспевает любовь к труду. Это служит не только для подкрепления его мысли о необходимости отбросить спокойную жизнь, но и показатель его приверженности левым идеям. Для автора, посвятившего жизнь служению трудовому народу, праздность – синоним предательства, отказа исполнить свое предназначение. Поэт призывает возжигать в себе ярость и ненависть к угнетателям, считая, что без этого человек легко скатывается в обычную жизненную колею и становится бесполезным для борьбы за великие идеи.

Однако Некрасов понимает, что его призывы в большинстве случаев останутся без ответа. Недаром речи борца за свободу вскоре сменяет прежняя песня няньки, увещевающей младенца, пытаться выбиться в доверенные слуги.

Вариант 2

Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое, но многое определяется его окружением, внешним пространством.

Как известно, аристократам с детства внушают чувство собственной исключительности, достоинства, хотя и учат относиться ко всем равным образом. Для простого человека, к примеру, для крепостного времен Некрасова характерны совершенно иные установки, которые внушаются с детства. Такому человеку нужно клонить голову «ниже тоненькой былиночки», чтобы «в люди вывели».

Подобная покорность и раболепие впитывается буквально с молоком матери. Недаром Некрасов указывает на эту деталь, когда сиделка хочет покормить младенца, а потом продолжает «кормить» его снова своей песней покорности.

Поэт в этом стихотворении создает невероятно яркий образ, который описывает подрастающее поколение, фактически тех, кто станет людьми в дальнейшем, как полусонные создания, которые кормятся песнями покорности. Некрасов в свою очередь, будучи заботящимся о высшем благе, предлагает другие песни, песни свободы. Он дает Еремушке альтернативу, предлагает не пользоваться «формой старой» и направить «силу благородных юных дней» в более достойное русло.

По сути, перед нами вполне типичное поведение аристократа/интеллигента, который старается привить достоинство простым людям, который видит во всех равных и хочет чтобы каждый проявлял усилия для обретения собственной личной свободы. Конечно, мы можем обратить внимание на более конкретные идеалы, к которым взывает поэт, наподобие «Братства, Равенства, Свободы», которые явно намекают на французские революции начала века. Тем не менее, эти детали - только условности, в которые облачается общая схема, излагаемая выше.

Поэтому возникает вопрос, является ли деятельность поэта в такой ситуации вообще хоть сколько продуктивной и требуется ли подобное поведение. Конечно, герой этого произведения ведет себя естественным, опять-таки для себя образом. Он как прогрессивный представитель города старается внушить высокие идеалы простым людям.

Однако, ведь и простые люди действуют тут естественно для себя. Да они поют песни покорности, но ведь они крепостные, для которых именно такое отношение к действительности является самым выгодным и удобным.

Анализ стихотворения Песня Еремушке по плану

Песня Еремушке

Песня Еремушке

Возможно вам будет интересно