Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома 7 класс

Борис Пастернак не считал, что хорошо умеет передавать чувства и эмоции. Ему казалось, что у него нет лирического таланта, но поэт всегда хотел его развить. Большая часть его произведений посвящена философским проблемам. Однако, в его творчестве большое место занимают стихотворения о чувствах, в том числе и о любви. Примером такого стихотворения является произведение «Никого не будет в доме...».

Оно тесно связано с личной жизнью поэта. Борис Пастернак посвятил стихотворение своей второй супруге, Зинаиде Нейгауз. Их отношения были окружены сплетнями, поэтому сейчас можно найти много недостоверной информации про их роман. Одно известно точно, что Пастернак встретил любимую, когда уже был женат на Евгение Лурье. Стоит сказать, что Зинаида Нейгауз тоже была не свободна. Влюбленным было необходимо через многое пройти, чтобы быть вместе.

Стихотворение «Никого не будет в доме...» описывает знакомство Пастернака и Нейгауз, а также содержит чувства, эмоции и переживания.  Это своего рода биография их отношений.

Первая часть стихотворения посвящена переживаниям, связанным с уходом автора из семьи. Лирический герой вспоминает о делах минувшей зимы. В то время Борис Пастернак находился на распутье, ему было необходимо сделать нравственный выбор: семья или любовь. Он как поэт знал, куда могут довести чувства, однако выбрал любимую женщину. Это далось ему непросто. Он чувствует вину, что оставил жену и ребенка. Однако, обманывать супругу он не мог. Поэт поступил по-честному, хотя и причинил боль своей жене.

Вторая часть стихотворения посвящена образу Зинаиды Нейгауз. В описании ее наряда автор сравнивает его с хлопьями снега. Поэт подчеркивает белоснежность ее облика, что подтверждает непорочность, чистоту, искренность их чувств. Также это оттеняет воздушность, невесомость, легкость облика избранницы автора.

Стихотворение написано кристально чистым языком. Оно не содержит сложных стилистических приемов, не изобилует метафорами, эпитетами, сравнениями. Однако, именно таким языком автору удается максимально понятно и ясно описать свои чувства, сделать смысл понятным каждому читателю так, чтобы все могли найти в этом произведении что-то свое, отражение чувств и переживаний.

Отношения с Зинаидой Нейгауз стали началом нового этапа в жизни поэта. Любовь вдохнула в него новые силы, дала почву для раздумий.

Вариант 2

Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.

В первую часть входят четыре строфы, в которой возникает лирический герой, проводящий этот зимний вечер в одиночестве. В стихотворении очень много повторов, которые вводятся словами «только» и «кроме», они подчеркивают, что вокруг лирического героя нет ни души, только «сумерки», «крыши» и «снег». Они словно проступают сквозь стены и окружают героя, подчеркивая его душевное состояние: грусть, чувство вины и уныния. В первой части автор использует интересные синтаксические приемы ярче расставить смысловые акценты в стихотворении.

Например, предложение первого четверостишья заканчивается посредине второй строчки, тем самым смысловая нагрузка на следующее слово увеличена, оно выделяется, и относится и к лирическому герою, и к зимнему дню:

Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один…

В третей строфе с помощью повтора «и опять завертит» и звукописи (повторения звуков м-н-т) создается образ метели.

Вторая часть противопоставлена первой: «нежданно» появляется лирическая героиня, которая ассоциируется с чем-то новым, светлым, это "будущность" героя. Образ девушки очень нежен и воздушен, она облачена в белый наряд, похожий на белые хлопья. Образ такой светлой лирической героини является сквозным для любовной лирики Пастернака. Изменяется и настроение стихотворения восхищение и благоговение, восторг перед любимой девушкой сменяют уныние и грусть. И через обычную обстановку словно проглядывает, высвечивается самое важное для человека. Тем самым Пастернак Б. подводит читателей к мысли о том, что любовь - одно из важнейших чувств в жизни человека, оно помогает переживать неприятности, верить в лучшее и никогда не терять надежду.

Анализ 3

Удивительная тишина зимних вечеров, плавность легкого движения снежинок за окном, ожидание чуда, счастья – эти тончайшие ощущения, оттенки чувств стремится передать Борис Пастернак в своем произведении. Как равноправные собеседники, участники лирического действа входят в наш мир сумерки, тишина, зимний день. Они словно бы обретают свою волю, свое лицо.

В начале произведения лирический герой одинок. С этого чувства одиночества начинается произведение: «никого не будет», но в то же время он наедине с этим зимним днем, он весь обращен туда, где в раму окна смотрит на него синий зимний вечер. Неподвижность героя внутри контрастирует с быстрым скольжением снежинок снаружи. И кажется, что это движение вот-вот нарушит уединение лирического героя, ворвется и в комнату. Первое слово стихотворения повторяется и в конце второй строфы, создавая кольцо одиночества, отсутствия живой души. И даже сам лирический герой становится словно менее заметным, неподвижным, погруженным в сумерки.

Появление возлюбленной выглядит давно ожидаемым и одновременно внезапным, не случайно следующая строфа начинается противительным союзом «но». Синеватый сумеречный свет, одиночество в тесной комнате вдруг сменяется ярким светом, желанной встречей.

Ее приход ощутим для всего в этом устойчивом мире: кажется, даже неодушевленные предметы вдруг почувствовали дыхание чего-то нового, неожиданного. Она входит «как будущность» - судьбоносно, неотвратимо, словно исполнение давнего предсказания. И вначале кажется, что она возникает в темной комнате прямо из этого снежного мира за окном, появляясь из белизны заснеженных крыш, из морозного воздуха.

Обратим внимание, что в первой части стихотворения, изображающей одиночество, ожидание, практически отсутствуют глаголы, исключение составляет глагол «будет» в первой строке, а с появлением любимой жизнь обретает движение, что подчеркнуто глаголами в форме будущего времени и деепричастием: пробежит, войдёшь, появишься, меря. Свет, бодрость, ясность, надежду привносит она в сумеречный уют дома.

Образ возлюбленной удивительно сообразен этому снежному миру за окном, их роднят естественность и прекрасная простота, гармония, не зависящая от людских мнений. Говоря о ней, поэт не описывает ее внешние черты: они не важны, не существенны. Ее образ сплетается из удивительных, необычных метафор и сравнений: «тишину шагами меря», войдешь «как будущность», она одета в ткани, из которых «хлопья шьют». Земное и небесное, природное и человеческое соединяются в ее облике.

И хотя поэт не говорит об отношениях любящих, об эмоциях, сопровождающих момент встречи, у читателя возникает чувство, что встреча эта самая важная в жизни, судьбоносная, давно желанная. Возможно, она изменит навсегда всё течение жизни, как изменяет ее нежданно пришедшая любовь.

В своем произведении Борис Пастернак сумел так тонко и талантливо передать чувства, переживания, что порой кажется будто он писал о каждом из нас, заглянув в самые потаенные уголки души и увидев в них прекрасное.

Анализ стихотворения Никого не будет дома по плану

Никого не будет дома

Никого не будет дома

Возможно вам будет интересно