Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы Толстого
Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Получилась некая зарисовка со сказочными мотивами.
Итак, в балладе описывается прекрасный летний день. Мать с ребёнком пришли на берег омута… Важно, что это не озеро, не пруд, а именно омут, который всегда в народном сознании связан с нечистой силой. Да и в действительности, это очень опасное место – глубокое, часто с водоворотами. Солнце печёт – мать разморило, она заснула на берегу, оставив ребенка без присмотра. Наверняка, ей казалось, что вокруг всё спокойно, а о том, что они пришли именно на омут, она могла и не знать.
Здесь стрекозы пляшут. Казалось бы, что это поэтическое сравнение, но не только… Стрекозы одушевлены, ведь они заговаривают с ребенком, они могут специально водить хороводы. Или ему это лишь слышится? Будто прекрасные русалки, которые больше подходят для соблазнения юношей, стрекозы манят дитя в воду. Точней, они обещают, что научат летать его, пока мать спит.
В третьей строфе описание прекрасных стрекоз: крылышки, как стекло, бирюзовые спины... И сами стрекозы хвастаются, мол, посмотри, ребенок, как мы хороши. Не очень скромные насекомые продолжают себя нахваливать: и песен знают много… И вообще, они давно любят именно этого ребенка. Они подчеркивают, что берег пологий, дно песчаное, дескать, бояться нечего. Сделает ли ребенок шаг (и к чему именно?) остаётся вопросом.
Но Алексей Толстой известен и как автор страшных сказок, поэтому ничего удивительного, что в изъятом окончании баллады всё не так радужно. Дно становится практически зыбучим песком, здесь ил, тина, болото. На уже, видимо, захлебнувшегося ребенка нападают со страшными клешнями черные раки, утаскивают тело малыша на дно. И дно смыкается над ним. Завершает полную балладу опять картина прекрасного дня, где стрекозы манят неразумных детей. Урок легкомысленным детям, а также сонным матерям.
Сейчас стихотворение относят к началу средней школы (класс шестой). До сих пор педагоги уверены, что именно в таком виде оно меньше травмирует детскую психику. Впрочем, с печальным финалом оно бы явно больше понравилось ребятам. Кроме того, было бы, вероятно, более полезно для них.
Эта баллада ещё в девятнадцатом веке стала известным романсом.
Вариант 2
Лев Николаевич Толстой – один из самых талантливых и продуктивных российских авторов, который написал огромное количество различных произведений, которые в свою очередь смогли стать достаточно популярными в сфере массовой литературы не только в России, но также и за рубежом. Конечно, он любил писать большие произведения, которые целиком и полностью бы раскрывали его мысль, и то, что он пытался донести. Однако, также его страстью было писать маленькие стихотворные произведения, которые хоть и не полностью раскрывали его мысли, однако оставляли некое пространство для воображения читателя. И его замечательное произведение “Где гнутся над омутом лозы” является прекрасным тому подтверждением.
В произведении мы видим картину, которую, собственно, и представляет перед нами автор. Мы видим светлый летний день, в котором как рыба в воде чувствует себя маленький мальчик, для которого лето является родной стихией, и самым любимым временем года. Находясь в нем, он чувствует себя достаточно приятно, ему легко и просто находится в этом времени года, и он чувствует внутреннее умиротворение, находясь там. В следующих же строках автор показывает читателю мнимых злодеев – стрекоз. Сравнивая их с сиренами, которые раньше завлекали моряков на погибель, он присваивает им самые плохие черты и самые злые мысли.
В этом моменте автор создаёт некое противоречие, ведь любой человек знает, что стрекозы, эти создания, не способны ни на что большее, чем на свою рутинную жизнедеятельность, однако автор так ставит образ стрекоз, что становится понятно, что с ними всё не так просто. И в последних строках мы видим того мальчика, который завороженный стрекозами идёт в омут, и именно на этом произведении заканчивается. Таким образом, мы видим, что автор хотел показать читателю то, насколько сильно может заманить нас та, или иная вещь, которая нам нравится. Мальчика заманило лето, и его волшебные обитатели – стрекозы. Однако он точно не говорит что произошло, а потому читателю остаётся довольно большой просто для его фантазии, и благодаря этому он может сам всё представить себе.
Анализ стихотворения Где гнутся над омутом лозы по плану
Где гнутся над омутом лозы
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Я пришел к тебе с приветом Фета 5, 10 класс
Афанасий Фет – человек очень талантливый, может хотя бы потому у него очень романтичные и яркие стихи, что и жизнь у него была вначале очень насыщенной, ведь любовь – это именно то чувство насыщенности
- Анализ стихотворения Маяковского Лиличка
«Лиличка» - это невыразимо пронзительное, печальное и одновременно трогательное стихотворение, сошедшее с пера автора майским днем 1916 года.
- Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины Твардовского
Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности
- Анализ стихотворения Прости! во мгле воспоминанья Фета
Произведение относится к периоду позднего творчества поэта и по жанровой направленности является любовной лирикой. Основной тематикой стихотворения автор выбирает поэтическое размышление об ошибках
- Анализ стихотворения Вхожу я в темные храмы Блока
Подобные идеи в той или иной степени нашли свое отражение в произведении «Вхожу я в темные храмы…». Главный герой влюблен в земную женщину.