Анализ стихотворения Толстого Государь ты наш батюшка…

Стихотворение  А. Толстого было создано в 1861 году, и, безусловно, оно является в некоем роде сатирическим. В ту пору правил Царь Александр 2, активно вводящий в действие новые, масштабные реформы. Естественно, инновации, как в политике, так в других сферах жизни человека, могут вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Данная работа как нельзя лучше отражает дискуссионный дух того времени. Также весьма забавным является то, что спустя шесть лет после написания стихотворения, автор пытался отказаться от своего произведения, мотивируя это тем, что оно было плодом чрезмерного увлечения славянофильством.

Толстой довольно смело и остроумно критикует существующие государственные реформы Петра Первого, который, словами поэта «заваривает кашу». Мало того, царь отказывается от отечественных продуктов на своей кухне, называя их «сорными», что в более прямом смысле означает нежелание правителя чтить давно существующие понятия и традиции, которые веками зарождались у нашего народа.

Автор относится к его действиям крайне неодобрительно.   Мало того, возмущает то, что «кашу расхлебывать придется детушкам», то есть Петр своими новшествами и экспериментами обрекает людей на неизвестность, считая, что после него хоть потоп, а негативные последствия останутся на долгое время, и мучиться с ними придется следующим поколениям.

К слову, ведя диалог с невидимой собеседницей, царь называет ее «сударыней» и «матушкой», что свидетельствует о том, что возможно, под этой неизвестной женщиной подразумевается Россия в человеческом облике.

В целом, работа противоречива и двойственна: одни видят в ней отражение своих убеждений, а другие – призыв к изменениям в социуме и существующем строе. Так или иначе, Толстой довольно открыто высмеивает и критикует царя Петра, используя при этом целый набор лексических средств и весьма уникальный, узнаваемый слог.

Благодаря форме диалога и повторяющимся в некоторых случаях речевым оборотам, «Государь» довольно легок для запоминания, но не так уж и прост по смыслу. Порой читателю приходится поразмыслить, что же именно хотел сказать автор в той или иной строчке. А временами кажется, что каждая формулировка здесь имеет не один, а великое множество смыслов, которые каждая личность может трактовать по-своему.

Кстати, несмотря на то, что творение было создано в ином веке, можно заметить, что оно актуально и по сей день – ведь до сих пор существуют правители, которые, принимая новые законы и реформы, мало задумываются о том, как будет жить простой народ, и вначале делают, а потом думают. Либо не думают вообще. А следующим поколениям приходится чувствовать на своей шкуре все те недостатки, которые имеет та или иная политическая система.

Анализ стихотворения Государь ты наш батюшка по плану

Государь ты наш батюшка

Государь ты наш батюшка

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Проводы Некрасова

    Лирика Некрасова в основном посвящена теме угнетения людей и угнетенных людей. Как известно, поэт довольно ярко переживал и судьбах своего народа.

  • Анализ стихотворения Табун Есенина

    Образ табуна коней представляет собой неудержимую и ретивую стихию, кони также могут являться символом перемен, активной силы и преобразования. В стихотворении Табун автор через этот образ стремится охватить полностью течение суток,

  • Анализ стихотворения Раздумье Андрея Белого

    Рассвет представляет собой невероятно мощный образ, который позволяет использовать множество интереснейших поэтических тропов и создавать увлекательное повествование. Смена ночи днем, рассеивание тьмы давно используется в мировой культуре

  • Анализ стихотворения Добро и зло Фета

    Стихотворение «Добро и зло» настраивает каждого читателя на философский взгляд. И помогает понять, что в мире существует не только материальное, но и духовное. А вот добро и зло является равноправными и безграничными.

  • Анализ стихотворения Ф. И. Тютчеву (Мой обожаемый поэт…) Фета

    Отношения между Ф.И.Тютчевым и А.А.Фетом можно назвать не простым знакомством. Фет преклонялся перед творчеством Федора Ивановича, считая его своим учителем. Много общего в тематике произведений обоих поэтов