Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Александра Твардовского считают народным поэтом. Основные темы его произведений  ― Великая Отечественная война. Однако в середине пятидесятых он решил обратиться к непривычной тематике: образу поэта. До этого времени он считал свой поэтический труд менее значимым, чем, например, деятельность людей других профессий: простых рабочих, солдат и т.д. В пятидесятых он решился написать несколько произведений, которые посвящены теме поэта и назначении его творчества. В том числе, в данном стихотворении.

Стихотворение написано в традициях реализма. Жанр ― философская лирика.

Основная тема ― поэт, его право и назначение. Автор рассказывает о том, как он видит себя, как поэта, в чем заключаются его поэтическое взгляды, и как он их выражает. Автор говорит о том, что поэт имеет право на свободное высказывание. Он упоминает Льва Толстого, словно этический ориентир, но к которому не стремится, а хочет остаться собой, со своим мнением. Автор тверд в выражении своей позиции, которую трудно подвергнуть сомнению. Стихотворение написано в период «хрущевской оттепели», когда творческих людей наделили свободой выражения. Может быть поэтому автор воспользовался этим временем, чтобы обозначить свое место среди поэтов и высказать мнение о своих правах, как человека. Поэтому еще одной темой стихотворения можно назвать свобода выражения собственной точки зрения без страха и без оглядки на цензуру.

Главная идея ― право поэта на выражение собственной мысли. Обычно творческих мастеров пытаются сравнивать. В советское время ― даже корректировать темы их произведений. Поэтому Твардовский пишет о том, что так не должно быть. Все поэты имеют собственное представление о жизни или каких-то вечных вещах и могут это мнение без тени страха и сомнений высказать. Поэтом может быть только свободная личность.

Настроение у стихотворения приподнятое. Герой напоминает оратора, который пытается высказать свое мнение, не боясь быть осмеянным. Он выражается простым и понятным языком. Его речь звучит твердо и убедительно. Герой признает, что уступает великому писателю, но уверен, что только он сам может выразить все то, что чувствует и знает, своими словами. Он понимает, что уступает другим талантливым писателям и поэтам, называя себе «лишь смертным», но считает свое творчество достойным уважения.

Автор скуден на художественные приемы, так как стихотворение написано в риторическом стиле. Автор использует повторы: «я это знаю» ― «знаю только я». Для усиления позиции героя много употребляет местоимение «я». Антитеза: Толстой ― бог, поэт (Твардовский) ― лишь смертный. Использует редкий для стихотворения знак препинания: двоеточие (для причинно-следственных связей). Оно усиливает монолог поэта тем, что он пытается именно что-то пояснить другим.

Стихотворение написано в форме трех катренов пятистопным ямбом с перекрестной рифмой (АБАБ ― женская, мужская).

Стихотворение вызывает уважение к поэту. Он убедителен в то, что каждый имеет свободно выражать свои мысли в творчестве, и с этим нужно считаться.

Анализ 2

Стихотворения Твардовского по большей части посвящены каким-то конкретным, не пространным сферам и не часто он рассматривает вопрос собственного предназначение, фигуру поэта в этом мире. На самом деле подобное отношение является немного странным для этой профессии, ведь, по сути, часть профессиональной деятельности тут заключается именно в рефлексировании, проще говоря, в том, чтобы копаться в собственной личности.

Вся суть в одном-единственном завете.. – стихотворение, одно из немногих, которые представляют воззрение поэта относительно роли этой профессии и его собственной личности.

Выглядит его признание и своеобразная поэтическая исповедь довольно уверенно и даже самоуверенно, но тут нужно сделать небольшую ремарку и понять в какой период писалось стихотворение. Оно написано во второй половине 50-х годов, сам поэт предварял собой эпоху шестидесятников, того свободного поколения, которые говорили именно так самоуверенно и ясно.

Помимо этого эти люди и Твардовский в том числе, были преемниками Хэмингуэя, частично отголоски отношения к миру этого писателя слышатся и в строчках Твардовского, он говорит точно, сурово и честно. Сам Хэмингуэй говорил именно о писании правды, чтобы писатель писал только о чем действительно знает. Данное творческое кредо, своеобразный литературный завет видим и здесь: «Я это знаю лучше всех на свете.. знаю только я.»

Фиксация на личном опыте личном постижении действительности определяет отношение поэта к действительности и творческой задаче. Да, он «лишь смертный», но «за свое в ответе» и никто не может сказать данного ему. Причем речь не просто о каких-то словах, но именно о чем-то действительно ценном и постигнутым с трудом и усилиями.

Такое отношение определяет глубокий гуманизм по отношению к людям вообще, не только к поэтам. Ведь читатель тоже может поразмыслить и понять, действительно, вероятно, есть нечто данное только ему, возможно даже, только ему понятное, путь не такое значительное или не особенно интересное и заметное, но действительно известное, известное только ему. Поэт также настаивает на высказывании этого постижения, в каком-то смысле он не только говорит о личном отношении и намерении сказать «так, как я хочу», но и о возможности и потребности для каждого говорить, проявлять себя с ответственностью, с предварительным трудом и ясной оценкой, но проявлять, сказать, то чего не может быть сказано другими.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете по плану

Вся суть в одном-единственном завете

Вся суть в одном-единственном завете

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Северная береза Бунина

    Сборник, который Иван Бунин выпускает в 1906 году, является собирательным. Автор публикует стихотворения, написанные с 1903 по 1906 год. За это время за поэтом сохранилось звание «певца природы»

  • Анализ стихотворения Ангел Бунина

    Основной тематикой произведения, относящегося к раннему поэтическому творчеству поэта, является авторский восторг красотой душевного мира человека, способного на искренние, нежные, тонкие чувства, а также на восхищение окружающим его природным миром.

  • Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

  • Анализ стихотворения Не говори, мой друг: Она меня забудет Фета

    Фет всегда держал свою личную жизнь вдали от глаз окружающих его людей. Его любовная лирика является неотъемлемой частью его творчества, но ни одно из стихотворений не имеет конкретного адресата.

  • Анализ стихотворения Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных

    Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.