Лев Толстой - Филипок

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал:

куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух. Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, —ле-и-ли, —пеок-пок. — Все засмеялись.

— Молодец,— сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филипок сказал: знаю,— и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

Сюжет рассказа Филиппок Толстого

Главный герой – обычный сын крестьянина, которого называли Филиппок. Глядя на взрослых детей, он мечтал пойти в школу. Конечно, это вызывало только смех взрослых. Филиппок не сдавался и, подобрав момент, когда взрослые уйдут, он оделся и пошел в школу. Пусть был сложный и тернистый. Первое испытание – соседские собаки, которые пытались напасть на мальчика. Чужие люди, когда видела Филиппка, просто недоумевали. Они не понимала, куда идет мальчик, тем более без присмотра взрослых.

Филиппок все-таки дошел до школы, но забоялся зайти. Он начал стесняться учителей и его охватила дрожь. Взяв в себя в руки, Филиппок все-таки решился зайти в класс, где учился его брат. Учитель, конечно, удивился и не понял, в чем дело. Со временем, все стало на свои места и все разобрались, что да как. Учитель был удивлен такой тягой к знаниям и польщен. Его решение было очень радостным для Филиппка, ведь его приняли в класс.

Данный рассказ учит тому, что тяга к знанием может проявиться в любом возрасте. Самое главное – это не забрасывать и стремиться к своей цели.

Филипок

Филипок

Несколько интересных материалов

  • Чехов - Случай из практики

    Как-то раз из фабрики Ляликовых на имя профессора пришла телеграмма, в которой сообщалось, что дочь госпожи Ляликовой очень больна и ввиду этого профессора очень просили немедленно приехать.

  • Маршак - Вересковый мед

    Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Автор мастерски использует контрасты и образы

  • Чехов - Цветы запоздалые

    Основным персонажем произведения является Маруся Приклонская, дочь пожилой княгини. Маруся представляется писателем в качестве порядочной, воспитанной

  • Лесков - Старый гений

    Читать полный текст онлайн. Однажды зажиточная помещица пожилого возраста, поверив на слово «великосветскому франту», передала взаймы ему свое недвижимое имущество. Когда срок договора закончился

  • Салтыков-Щедрин - Коняга

    Замученный Коняга дремлет у дороги. У него нет сил, чтобы найти какой-то корм. Каждый день ему приходится много работать вместе с мужиком, которому он принадлежит. Весной, летом и осенью Коняга в поле трудится, а зимой – изделия на базар возит.