Хованщина - краткое содержание оперы Мусоргского

Опера «Хованщина» была написана Модестом Петровичем Мусоргским в 1872 году и описывает реальные исторические события 1682 года. Это музыкальная драма о народе. Написана опера в пяти действиях. Известно, что М.П. Мусоргский не успел самостоятельно закончить оперу. Произведение редактировалось другими композиторами, в том числе Н.А. Римским-Корсаковым, И.Ф. Стравинским, Д.Д. Шостаковичем. Впервые поставлена драма была в 1886 году благодаря Н.А. Римскому-Корсакову, который завершил ее и оркестровал.

Главные герои оперы: начальник стрельцов Князь Иван Хованский и его сын Андрей, князь Василий Голицын, страстная и отважная раскольница Марфа, Досифей – глава раскольников, патриотически настроенный боярин Шакловитый, бесшабашный стрелец Кузька, подьячий.

Действия «Хованщины» разворачиваются в страшный исторический период России, предшествующий царствованию Петра I. Время стрелецкого бунта, возглавляемого князем Хованским и его борьбы за власть с князем Голицыным. Оба князя стремятся заручиться поддержкой раскольников-старообрядцев и заполучить правление в свои руки. Важная роль в опере отведена народу. Это и мрачные стрельцы, и жертвующие себя старообрядцы и пришлый люд.

Начинается опера с картины на Красной площади со вступления симфонического оркестра «Рассвет на Москве-реке». Под симфонические звуки просыпаются обитатели Кремля. Под звон колоколов и перекличкой стрелецких труб собирается народ. Стрельцы, приветствуя князя Хованского, окружают его и направляются на объезд города. Народная мелодия, зазвучавшая в начале оперы, будет течь постоянным музыкальным потоком до конца произведения, меняя свое звучание от веселого радостного к горькому мрачному. Первый акт демонстрирует непростые взаимоотношения разных слоев общества. Музыкальный фон передает драматические настроения, атмосферу тревоги и беспокойства.

Второе действие наполнено зловещей таинственностью. Князю Голицыну пророчат неминуемую беду. Под безысходно-печальные музыкальные темы показана опала князя и его страх о возможном разоблачении.

Третье действие посвящено стрелецкой слободе. Под заливистые музыкальные темы раскрывается разгульное веселье стрельцов. Дополняется акт лирическими песнями героев. Это одна из наиболее благородных картин в опере. Тонкой нитью обвивает первые действия линия петровцев. Как по нарастающей слышны все приближающиеся голоса войск царевича Петра.

Четвертый акт, как и второй, пронизан драматической музыкальной темой, развивающей пророчество, данное князю Голицыну. Хоровая мелодия стрельцов звучит уже не в праздно веселом настроении, а приобретает безотрадный и мрачный характер. Действие завершается победным маршем Преображенского полка Петра.

Мелодия пятого действия, как морской прибой, то накатывает, то отступает, словно подсказывает о неизбежном победном наступлении войск Петра и поражении стрельцов. Возвышенные и благородные монологи единомышленников князя Хованского наполнены глубоким трагизмом.

В опере «Хованщина» М.П. Мусоргский гениально показал судьбы русского народа в непростой для государства период. Идея произведения в глубокой трагедии: неизбежном гибели старого уклада и сложное принятие новых реформ. В опере прекрасно раскрыты социальные настроения, колорит времени и яркие характеры героев. «Хованщина», словно историческая летопись, отображает события давних времен. Это драма не только о противостоянии двух лагерей – Хованского и Голицына, это рассказ о патриотически настроенных и на все готовых героях, о стойкой вере, о человеческой трагедии не сдаваться ни при каких обстоятельствах, о катастрофе, скорби о Руси.

Читательский дневник.

Хованщина Мусоргского. Читательский дневник

Хованщина Мусоргского