Краткое содержание рассказа Буква ТЫ Пантелеева

Рассказ «Буква ТЫ» был написан известным советским автором Леонидом Пантелеевым в 1945 году. Повествование ведется от лица педагога, который обучает чтению четырехлетнюю девочку по имени Иринушка. Ребенок поражает учителя своими способностями, Иришка чрезвычайно быстро осваивает алфавит и уже вполне свободно читает.

Но неожиданно преподаватель и маленькая ученица сталкиваются с серьезной проблемой, когда учитель показывает Иринушке самую последнюю букву алфавита «Я». Ира считает, что данная буква называется «ТЫ», невзирая на все объяснения педагога.

Сначала мужчина терпеливо повторяет ребенку наименование последней буквы алфавита, но Иринушка снова и снова произносит «ТЫ» вместо «Я», не понимая, чего от нее требует наставник. Педагог постепенно теряет самообладание, повышает на девочку голос, чего никогда ранее не случалось, в итоге малышка от растерянности и ужаса начинает плакать. Преподаватель принимает решение отложить занятия до наступления следующего дня.

Учитель испытывает чувство стыда из-за того, что он позволил себе столь грубо обойтись с подопечной, к тому же он не понимает, по какой причине он, взрослый человек, не в силах объяснить ребенку относительно буквы «Я». Педагог не представляет себе, как научить Иришу правильно идентифицировать букву, которая оказалась для нее слишком сложной.

Следующий урок рассказчик начинает непосредственно с чтения, однако девочка опять его разочаровывает, упорно заменяя букву «Я» на «ТЫ». Но преподаватель все же находит выход из создавшейся ситуации, немного обманув Иринушку и внушив ей, что буква обозначает ее саму, а не учителя, как первоначально полагал ребенок. Ира начинает читать уверенно и правильно, и педагог от души радуется тому, что он и малышка все же сумели преодолеть возникшее у них затруднение. В финале рассказа автор упоминает о том, что Иринушка уже давно стала взрослой и пишет ему письма, не содержащие ни единой ошибки.

Из произведения становится ясно, что при общении с другими людьми, в особенности если речь идет о детях, необходимо контролировать собственные эмоции и чувства, не обижать другого человека, даже когда он не совсем прав и не понимает собеседника. В этой истории писатель подчеркивает и то обстоятельство, что людям следует уметь осознавать свои ошибки и исправлять их, как поступил учитель, видя, что выбранные им объяснения остаются недоступными для девочки. К тому же преподаватель увидел, что его гнев и ярость только пугают ученицу и мешают ей усваивать его слова, и педагог вовремя изменил манеру поведения, что и привело к требуемому результату.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Буква ТЫ. Читательский дневник

Буква ТЫ

Советуем почитать

  • Краткое содержание рассказа Не надо врать Зощенко

    Рассказ «Не надо врать», написанный Михаилом Михайловичем Зощенко, входит в сборник автобиографических историй писателя, созданных в течение 1938-1940 годов, главными героями которых становятся любознательный мальчик

  • Краткое содержание книги Маленький оборвыш Гринвуда

    Повесть «Маленький оборвыш» впервые была опубликована английским автором Джеймсом Гринвудом в 1866 году. Главным героем произведения становится паренек, перенесший множество тяжелейших испытаний и страданий

  • Краткое содержание рассказа Говори мама, говори Екимова

    Рассказ «Говори, мама, говори» был написан Борисом Петровичем Екимовым в 2006 году. В этой истории автор поднимает столь значимый для каждого человека вопрос, как взаимоотношения пожилых родителей

  • Краткое содержание Илиада Гомера

    «Илиада» Гомера является первой поэмой, посвященной Троянской войне, которая дошла до наших дней в письменном виде. До этого сказания о подвигах героев и богах передавались

  • Краткое содержание романа Рудин Тургенева

    На улице стоит жаркое летнее утро. Солнце начинает припекать, но роса еще держится на листочках растений. Взору открывается небольшая деревушка, по которой неторопливо шагает Александра Павловна Липина