Политика Аристотеля - краткое содержание

Трактат о государстве «Политика» был написан Аристотелем на закате его жизни (335-322 до н.э.) и описывает возникновение и сущность государственного устройства. Рассуждения Аристотеля сформулированы в двух векторах – практическом и этическом. По мнению Аристотеля политико-правовая тематика тесно связана с этикой и предполагает развитие идей нравственности и нравов. Так, взаимоотношения между людьми, в семье, между разными сословиями являются основополагающими в устройстве государства. По мнению Аристотеля, патриархат единственно правильная форма уклада внутри семьи. Мужчина как глава наделен всеми правами и свободами. Мужчина есть монарх, домохозяин и господин. Женщина обладает более слабой природой, в связи с чем, не может играть главенствующую роль ни в семье, ни в государстве. Тем не менее, мужчина и женщина существуют только вместе. Лишены всяческих прав домашние рабы, которые, по природе своей, должны только подчиняться. Семьи объединены в селения, они и образуют государство.

Разбирая семейный уклад, Аристотель проводит аналогию с государственным устройством, где монарх – мужчина, который обладает властью над рабами, но дела ведет не насильственным путем. Порядок в государстве зависит от того, кому принадлежит. По мнению философа возможны три варианта: глава – один человек, определенный круг или многие. Отсюда возможно несколько формы правления – правильные и не правильные. Существует несколько форм верного политического устройства государства: монархия, аристократия и полития. При монархии власть принадлежит одному правителю, избранному народом или ставшему по наследству. Аристократия дает власть народу, а именно знати. А полития – правление большинства.  Этому трио, по мнению Аристотеля, противостоят «извращенные» или ошибочные формы правления. Тирания, как единоличное правление, олигархия – власть немногих или избранных и демократия – власть, положенная в угоду толпы. Аристотель детально и критически рассматривает приведенные формы, изучает их, характеризует, рассказывает о том, как ту или иную форму поддержать или разрушить. Обобщая, Аристотель практически приводит морфологию государства.

По мнению мыслителя, государство – не самоцель. Смысл государства – в объединении людей для достижения всеобщего блага, счастливая жизнь граждан в совершенном государстве. Отсюда и другая мысль Аристотеля: военные действия возможны только в случая крайней необходимости, а именно обороны или завоевания земель и рабов. Граждане должны приобщаться к добродетели, ведь счастье – одна из составляющих цели его жизни. Добродетель есть общественные деяния.

Рассмотрев устройство государства, философ развивает идею идеального государства, которое видится ему небольшим греческим полисом. Именно греческим, поскольку другие народы, варварские племена, варвары, по его мнению, не обладают теми качествами, которые необходимы для построения лучшего государственного устройства. Полис-государство по Аристотелю должен быть республикой, с монархом, добровольно признанным народом. Должен быть именно городом, небольшим и удобно управляемым. В управлении принимают участие только полноправные граждане. Исключены из этого круга торговцы, ремесленники и рабы. Первостепенная задача государства при этом – гуманное воспитание граждан в нравственности и добродетели, ведь теряя добродетель, человек превращается в самое низкое существо.

Важным элементом философского труда Аристотеля является часть, посвященная критике политических сочинений Платона, Фалея и Гипподама, а также разбор политического устройства других народов – лакедемонян, критян и карфагенян. Эти мыслители, так же как и Аристотель занимались решением вопроса о наилучшем устройстве государства.

«Политика» Аристотеля дошла до наших дней не в полном виде. Отсутствует часть, посвященная идеалу государственного устройства. Существует лишь вступление к ней, из которого можно вычленить ряд идей философа. Это ясный и глубокий труд, в котором систематически собраны мысли Аристотеля о государственной и общественной жизни. Аристотель обобщил политический и социальный опыт греков и на его основе разработал свое философское, социальное и политическое учение. Государство по Аристотелю – естественное развитие общества и человек в этом государстве раскрывает свою естественную природу.

Читательский дневник.

Политика Аристотеля. Читательский дневник

Политика Аристотеля

Советуем почитать

  • Зов предков - краткое содержание романа Лондона

    Большой и красивый пёс по имени Бэк жил в усадьбе судьи Миллера. Кроме Бэка там находилось ещё несколько собак: одни жили в доме, а другие - на привязи во дворе. Но только Бэк имел право лежать у ног хозяина

  • Три медведя - краткое содержание сказки Льва Толстого

    Однажды девочка ушла из дома и заблудилась в лес. Она набрела на большую избу. Она зашла туда и увидела там спальню, столовую. В столовой было три стула, стола, набора посуды

  • Краткое содержание книги Хранитель огня Рытхэу

    Старый мужчина по имени Кэвэн возвращался с охоты, проваливаясь в глубокий снег. Автор примечает, что мужчина оставлял цепочку следов, говорящей о человеке в преклонном возрасте. Размышляя о своей молодости

  • Антоновские яблоки - краткое содержание рассказа Бунина

    Главный герой рассказа — помещик. Повествование представляет собой цепь его воспоминаний о былой жизни, о былом дворянстве. Рассказчик смотрит на современных ему мелкопоместных дворян,

  • Белый пароход - краткое содержание Айтматов

    Мальчика уже ничего не радовало в жизни. Он не имеет друзей, которые даже просто поддержат беседу. У него есть «друзья», но они не могут быть собеседниками, это камни вокруг места его обитания, и бинокль, оставшийся еще с войны