Краткое содержание произведений Тендрякова
Владимир Федорович Тендряков принадлежит к категории советских писателей, создававших произведения остроконфликтного характера, в которых откровенно рассматривались все проблемы, существовавшие в современном для Тендрякова обществе. В его повестях широко раскрывается внутренний мир персонажей, оказывающихся в ситуациях крайне нелегкого с нравственной точки зрения выбора.
Писатель родился в декабре 1923 года в селении, располагающемся в Вологодской области. В годы войны Тендрякову довелось сражаться на фронте, после демобилизации преподавал в школе и являлся секретарем райкома комсомола, прекрасно зная, насколько тяжелым для простых людей было существование в колхозах после окончания Великой Отечественной войны.
Владимир Федорович получил образование в Литературном институте, еще до начала обучения в высшем учебном заведении он публиковал в журналах очерки, посвященные жизни в селе. Однако в этих первых произведениях не имеется никаких сюжетных конфликтов или интересных событий, Тендряков всего лишь излагал определенные факты. Но после 1953 года, когда в стране завершилась «сталинская эпоха» и наступила «оттепель», творчество писателя в значительной степени изменилось. Отныне Владимир Федорович старался анализировать все, что происходило с его персонажами, с точки зрения совести и порядочности.
В повести «Падение Ивана Чупрова», изданной в 1953 году, Тендряков тщательно рассматривает духовное перерождение человека, который ранее использовал свое служебное положение в корыстных целях. В романе «Тугой узел», написанном в 1956 году, автор демонстрирует читателям настоящего карьериста и бюрократа, главный герой этого произведения Мансуров, занимающий должность секретаря райкома, уже не видит никакой разницы между добром и злом. В повести «Чудотворная», созданной в 1958 году, а также «Апостольская командировка», написанной в 1969 году, Владимир Федорович старался рассмотреть вопросы, связанные с религией и тогдашним отношением к этому явлению.
Персонажи Тендрякова чаще всего оказывались в экстремальных ситуациях, требующих от них максимального напряжения всех внутренних сил. В произведениях «Ухабы», «Суд», «Находка», «Свидание с Нефертити», созданных в период 50-х-60-х годов 20 столетия, постоянно разыгрывались настоящие драмы, в ходе которых героям необходимо было сделать выбор между предательством и благородным поступком, сопровождаемым определенными жертвами.
В повести «Ночь после выпуска», опубликованной в 1974 году, вчерашние школьники решают без всякого снисхождения высказать друг другу свое мнение о товарищах, и становится ясно, что теплые внешне взаимоотношения в классе на самом деле скрывали множество взаимных претензий и обид. В этот момент для юных героев крайне важно обнаружить в самих себе высокие нравственные качества и не оказаться «во власти зла», аналогичная мысль предстает перед читателями и в повести о подростках «Весенние перевертыши», изданной в 1973 году.
Женька Тулупов, основной персонаж повести «Три мешка сорной пшеницы», появившейся в 1973 году, чрезвычайно увлечен книгой-утопией Кампанеллы «Город солнца». Однако впоследствии ему приходится расстаться с прежними иллюзиями, наивными мечтаниями и безграничной верой в привычные авторитеты. Тендряков развивает эту идею и в романе «Покушение на миражи» 1979 года и в других произведениях более позднего периода его творчества.
Владимир Федорович ушел из жизни в августе 1984 года. Однако его романы, повести и рассказы остаются актуальными и сейчас, поскольку в них поднимаются важнейшие общечеловеческие вопросы, касающиеся порядочности, добросердечия, искренности, неравнодушия к другим людям.