Музыка революции в поэме Блока Двенадцать
Эта поэма Блока вся наполнена революционной музыкой в том смысле, что в ней дух революции, её ритм, ощущение, а не в том, конечно, что там цитируются революционные гимны.
В этой поэме Александр Блок совсем не обычный. Его символичные и романтичные стихи о прекрасной даме, размеренный стиль уступил место революционному маршу. Поэма немного напоминает Маяковского – отрывистые и короткие строчки, нарочно простая лексика (сукин сын, «елекстрический», походи-ка, солдатье, жрать, ни гу-гу, «етажи»), повторы, восклицания (ох, ах, бац, тах-тах). В первой же строфе из шести строк слово «ветер» четыре раза повторяется, а слов там тринадцать. В трёх строках из десяти слов четыре – «злоба» (в конце первой главы). В революционной музыке перемешаны слова и прохожих, и двенадцати. Непонятно, кто что говорит, но это и не важно. Конечно, ветер и сама метель – это символ революции, которая сметает старую жизнь, рушит всё почти без контроля. Строфы по тексту очень разные – то короткие, то длинные. Стили смешиваются – разговорный с канцелярским чаще всего. Появляются и народные мотивы: повторы, как в песне, а ещё одинаковое начало фраз, «аль» в значении «или». В начале восьмой главы: «горе-горькое» и «скука скучная». И даже строфы начинаются с «ужь я», а завершаются повторами глаголов. В конце этой группы вдруг, как в церкви, о душе рабы «Твоея».
Не обходится автор и без иронии, а она к революции очень подходит. Он вспоминает, как поп брюхо впереди себя нёс, называет писателя «витией». Обрывки фраз доносятся с заседания «постановили-обсудили», которые не смогли остановить волну революции – цунами.
В тексте много восклицаний, отрывистых фраз, диалогов. Старушка на улице призывает «Матушку-Заступницу», то есть Святую Марию.
Понятно, что в тексте много революционных реалий. То плакат об Учредительном Собрании, то большевики и буржуи, то «товарищ поп». Некоторые строчки до сих пор звучат в нашей речи, например, про пожар мировой в крови.
Но в итоге Блок не смог совсем забыть своё образ, поэтому, наверное, в конце поэмы задал всем загадку с появлением Христа. Конечно, его героев двенадцать, как и апостолов, но вот только святых людей они никак не напоминают. Герои совсем не благородны, они простые и жестокие, но это тоже часть революции.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Цель оправдывает средства
- Сочинение Олеся и Иван Тимофеевич сравнительная характеристика
Главные герои повести «Олеся» И. А. Куприна девушка по имени Олеся и приезжий барин Иван Тимофеевич – яркие образы, которые представляют любовь в одном из своих проявлений
- Сочинение Проблема нравственного выбора человека (с аргументами)
Проблема нравственного выбора всегда актуальна. Любой человек может подвергнуться испытанию между добром и злом, предательством.
- Сочинение Психологический портрет Печорина
В произведении «Герой нашего времени» М.Лермонтов знакомит читателя с Григорием Печориным, молодым офицером, прибывшим служить на Кавказ. Печорин родом из Санкт-Петербурга, воспитывался
- Анализ произведения Олеся Куприна
Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали