Анализ рассказа Чехова Хамелеон 7 класс
Произведение создается в период работы начинающего писателя врачом, когда он в качестве хобби занимается написанием коротких сатирических рассказов. Впоследствии рассказ становится составной частью сборника писателя под названием «Пестрые рассказы».
Жанровая направленность произведения представляется сатирическим рассказом в стиле реализма, характеризующимся небольшим объемом, немногочисленными персонажами.
Основной темой произведения является изображение подхалимства и приспособленчества, представляющихся отрицательными общественными пороками, в сочетании проблемами судебной системы, рабской психологии.
Композиционная структура рассказа отличается незамысловатым сюжетом, который представляется в виде диалогов, характеризующихся комичным языком. Особенностью композиции является использование неразветвленной системы образов с применением говорящих фамилий.
Главными персонажами произведения являются Хрюкин, представленный в образе ювелира, любителя алкогольных напитков и скандалов, отличающегося отсутствием ума, нежеланием работать, лживым характером и лицемерием, Очумелов, изображенный в образе беспринципного, ограниченного человека, трусливого приспособленца, безликого и глупого полицейского надзирателя. Кроме того, в качестве основного персонажа в рассказа изображается Елдырин, представленный в образе городового, прислуживающего Очумелову, безмолвно выполняя его приказания, описанного писателем как смешного и жалкого человека.
Второстепенными героями произведения являются Владимир Иванович, изображенный в образе генеральского брата, уважаемого человека, Прохор, представленный в качестве генеральского повара, простого, бесхитростного мужика, а также генерал Жигалов, описанный в виде человека, внушающего трепет и уважение.
Персонажи рассказа отличаются отсутствием индивидуальных характеристик и описания внешности, что является акцентом на их универсальность, имея скрытый смысл.
Сюжетная линия разворачивается вокруг маленькой собаки, укусившей Хрюкина, и сопровождается выяснением героями принадлежности животного и возможности предъявления претензий.
Главной мыслью произведения является изображение человеческой зависимости от общественного социального статуса и проявления рабской психологии, а также соответствующих мыслительных стереотипов.
Вариант 2
Не один свой рассказ посвятил Чехов теме человеческой глупости, грубости и тому, как раболепствовали и заискивали люди перед выше поставленными личностями. Представляет он в произведениях самые обычные, повседневные ситуации. Рассказывает об этом с юмором. Но, за смехотворным скрывается грустная картина современного ему общества.
Так и в рассказе «Хамелеон» он изображает совсем простой случай. Мастера Хрюкова кусает за палец собака. Он, в надежде поживиться, начинает призывать к порядку и закону, называя себя пострадавшим. Проходивший мимо полицейский надзиратель вначале соглашается с ним. Но, как только он услышал из толпы, что эта собака может оказаться генеральской, он тут же меняет свое мнение.
Его и подразумевал Чехов под «хамелеоном». Как ящерица меняет свой окрас, приспосабливаясь к окружающей среде, так и надзиратель Очумелов менял свое мнение. Он тоже приспосабливался. Ведь если собака не бродячая, а генеральская, то тогда в его глазах мастер не прав.
Несколько раз на протяжении всего рассказа происходит перемена в полицейском. Как только он слышит новое мнение из толпы, то тут же иначе расценивает ситуацию. Из его поведения видно, что он заискивает перед генералом, боится каким-либо образом оскорбить ему. И, такие ситуации происходили сплошь и рядом.
Очумеловым руководят этот страх перед выше поставленным лицом и корыстолюбие. Если бы собака была бродячей, то он надеялся что-нибудь поиметь с этого дела, сорвать штраф. О том, что он корыстолюбив, можно судить еще с самого начала этого рассказа. Он идет по площади с, по-видимому, только что собранной данью с кого-то за проступок – с узелком и конфискованным крыжовником.
Не слишком отличается от Очумелова и сам пострадавший. По отношению к собаке он чувствовал свою силу перед ней. Не зря из толпы вылетают такие подробности о том, что он издевался над животным. Но как только собака укусила Хрюкина, то он тотчас же решил обернуть это дело себе на пользу. Он кичится и тем, что у него брат жандарм. А как только начинает меняться мнение об этой ситуации у Очумелова, то и он начинает раболепствовать перед ним.
Эта система отношений, когда одни преклоняются и заискивают перед теми, кто чином и положением в обществе выше – типичны для того времени. С иронией и грустью рассказывает об этом автор. Он считал, да и видел, что присуще это большей части людей. Отсутствие собственного мнения, человеческого достоинства и жестокий деспотизм – вот плоды таких взаимоотношений.
Анализ произведения Хамелеон
Рассказ «Хамелеон» был написан в 1884 году. Лейтмотивом произведение становится сатирическое высмеивание мещанских нравов. В центре сюжета – история полицейского надзирателя Очумелова, которому в рассказе предстоит отыграть роль пресловутого «хамелеона».
В качестве примера того, до чего может опуститься человек в слепом своем подобострастии перед высшими чинами, автором наглядно показана ситуация с собакой. Для Очумелова не имеет значения то, как обстоят дела на самом деле, он не стремится узнать правду. Основная его задача – сохранить должность и как можно сильнее выслужиться перед генералом. Таким образом, весь сюжет строится вокруг метаний Очумелова между двух огней. Нужно либо осудить Хрюкина, либо пристрелить дурную собаку на месте. Исход событий зависит от того, кому принадлежит собака. Не трудно догадаться, что в первом случае собственником будет являться генерал. Подобно хамелеону Очумелов меняет окраску, умело подстраиваясь под ситуацию.
В его поведении и в его словах кроется по-настоящему абсурдное отношение к жизни. И ведь правда, с какой поразительной скоростью и с каким рвением он сменяет одно решение на другое, абсолютно противоположное! Суть рассказа заключается в том, что герой не замечает всей абсурдности своих поступков, так как привык вести себя подобным образом и нисколько не переживает о том, какое впечатление он производит на окружающих. Главная идея произведения заключается в том, чтобы показать таким людям, как они выглядят со стороны, продемонстрировать их настоящую суть и заставить, таким образом, что-то поменять в своей жизни, узнать себя и стать лучше.
Как это ни печально, но такая черта как желание угодить, подстроиться, есть в каждом из нас. Вопрос в том, насколько она выражена и насколько мы ее осознаем. Необходимо видеть в себе этот недостаток и понимать, как жалко и убого выглядит раболепие. Оно лишает нас индивидуальности, превращая в пустых марионеток, желающих при каждом возможном случае угодить или услужить. Эффект воздействия рассказа на читателя усиливается благодаря юмору, тонко пронизывающему буквально каждую строчку произведения.
Автор блестяще справляется со своей задачей, а такие пороки как лицемерие и подхалимство высмеяны и низведены до ранга позора, достойного лишь всеобщего осуждения и порицания.
Для создания большего комического эффекта Чехов использует различные приемы и применяет множество художественных деталей. В частности, автором проводится своего рода аналогия: так же как хамелеон меняет свою окраску, Очумелов то снимает пальто, то опять надевает. Кроме того, Чеховым часто используются просторечная выражения и разговорная лексика, как-то: «ихняя», «харю», «пущай» и т.д. В рассказе также звучат говорящие фамилии, несущие определенную смысловую нагрузку: Очумелов, Хрюкин, Жигалов. При этом внешнее описание самих персонажей отсутствует, что говорит о собирательности образов. В рассказе речь идет не об отдельных людях, а рассматривается общество в целом.
6, 7, 9, 10 класс
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Образ Ярославны в поэме Слово о полку Игореве 9 класс
Одним из ценнейших женских образов не только этого произведения, а во всей истории русской литературы, является образ Ярославны
- Сочинение Может ли человек жить без перемен?
Перемены делают жизнь человека разнообразной, способствуют росту и движению вперёд. Человек не может жить без перемен. Однообразная жизнь наводит тоску и печаль.
- Сочинение Почему Онегин отвергает любовь Татьяны?
Онегин отверг любовь юной Татьяны, потому что оказался недостойным её возвышенного искреннего чувства. Ему нечем было ответить на него. В его душе 26-летнего светского ловеласа не отозвалась ни одна
- Сочинение на тему Дисциплина в школе
Дисциплина в школе является одним из ключевых аспектов, которые существенно влияют на обучение и успех учеников. Дисциплина - это не только следование правилам и порядку
- Сочинение на тему Взаимоотношения родителей и детей 11 класс ЕГЭ
Родители и дети - это поколения, между которыми существует значительная разница в возрасте. Именно поэтому на протяжении жизненного пути их взгляды в отношении многих вопросов расходятся.