Анализ рассказа Солженицына Матрёнин двор 9 класс
Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в середине 50-х гг. прошлого столетия. Повествование ведется от первого лица, своеобразного человека, мечтающего о жизни в глубинке родной страны, в отличие от намеревающихся поскорее перебраться в шумные города соотечественников. Данный факт объясняется длительным пребыванием в тюрьме, желанием отстраниться от общества, уединения и покоя.
Сюжетная линия
Для реализации своего намерения персонаж отправляется в местечко «Торф-продукт» для преподавания в средней школе. Скучные бараки и ветхие пятиэтажные дома его вовсе не привлекают. В итоге, отыскав пристанище в отдаленной деревне «Тальново», герою предстоит знакомство с одинокой, потерявшей здоровье, женщиной Матреной.
Отнюдь не зажиточное хозяйство в невзрачной избе составляют брошенная прежним хозяином колченогая кошка, потемневшее от времени зеркало и пара привлекающих посторонние взоры, иллюстрирующих продажу книг и урожайность, плакатов.
Контрасты
Акцентируя внимание на данных предметах незатейливого интерьера, автор пытается донести до читателя ключевую проблему прошлых времен - браваду официальной хроники событий исключительно ради показухи и невеселая действительность обнищавшей глубинки.
Параллельно мастер слова противопоставляет богатый духовный мир, выполняющей непосильный труд в колхозе, крестьянки. Проработав почти все лучшие годы, она не удостоилась пенсии от государства ни себе, ни полагающуюся ей при утере кормильца.
Личные качества
Попытки обретения хоть какой-то копейки оборачиваются препонами со стороны бюрократического аппарата. Вопреки непониманию окружающих и нечестных действий правящих властей, ей удается сохранить человечность, чувство жалости и сострадания к людям. Удивительно смиренная по натуре, она не требует к себе дополнительного внимания и излишнего комфорта, искренне радуясь имеющимся приобретениям.
Любовь к природе выражается в заботливом выращивании многочисленных фикусов. Из дальнейших описаний жизни Матрены, известно, что она могла бы избежать одинокой участи, ведь жилище возводилось для детей и внуков. Только во 2-ой части обнаруживается факт утраты ею шестерых детей. 11 лет прождала она с войны мужа после объявления его пропавшим без вести.
Подведение итогов
В образе Матрены воплощены лучшие черты русской женщины. Рассказчику импонирует ее добродушная улыбка, беспрестанный труд в огороде или при походе в лес за ягодами. Автор нелестно отзывается о ее окружении. Замена изношенной железнодорожной шинели на пальто и получаемая пенсия вызывают заметную зависть у односельчан.
В своем произведении писатель обращает внимание на чрезвычайное бедственное положение крестьян, их нерадостное существование со скудным собственным пропитанием и нехваткой денег для корма скота. Наряду с тем ярко проявляется недружественное отношение друг близко живущих людей.
Анализ рассказа Матрёнин двор Солженицына
В рассказе Александра Исаевича Солженицына повествуется о человеке, который хотел затеряться в глубинках России. При чем герой хотел по-настоящему спокойной, почти затворнической жизни. Он хотел устроиться учителем в школу. И ему это удалось. Но для того, чтобы работать в школе, ему нужно было где-то жить. Он прошел по всей деревне и заглянул в каждую избу. Везде было тесно. Вот и пришлось ему поселиться в большой и просторной избе Матрены Васильевны. Обстановка в избе была не из лучших: тараканы, мыши, трехногая кошка, старая коза и запущенность строения – все это по началу казалось страшным. Но со временем герой привык и освоился у Матрены Васильевны.
Хозяйку избы писатель описывает как старуху лет шестидесяти. Она ходила в рваных вещах, но очень их любила. У нее из хозяйства была все одна старая, облезлая коза. Матрена Васильевна перед читателем предстает обычной, но в то же время загадочной женщиной. Она в основном молчит, ничего не рассказывает, да и не спрашивает у героя ничего. Лишь однажды Матрена рассказала кусочек своей жизни герою. Как она собиралась замуж за одного брата, а вышла за другого, потому что первого брата не дождалась с войны. Все думали, что он умер. Так и вышла Матрена Васильевна за второго брата. Он был младше ее на год. Но никогда Ефим не тронул и пальцем Матрену. Придя с войны, старший брат бранился порубить их, но вскоре затих и нашел себе жену с тем же именем. На этом ее рассказ и закончился. И то рассказала она это все потому, что Фаддей пришел к ней, чтобы поговорить со школьным учителем Антошки, который жил у Матрены.
Читателю Матрена Васильевна представлена таким образом, что ее хочется пожалеть и помочь ей. Детей у нее не было. Так вышло, что они умирали после трех месяцев жизни. Так и получилось, что Васильевна взяла себе на воспитание одну из дочерей деверя. Девочку звали Кира. Воспитала и выдала замуж Матрена Васильевна дочку. Именно Кира хотя бы иногда, но помогала Матрене, а так женщина сама старалась выжить. Она, как и все бабы в деревне, воровала торф на болотах, чтобы согреваться холодными зимами. А питалась тем, что «Бог пошлёт». Матрена Васильевна была простодушным и добрым человеком, никогда не отказывала в помощи и ничего не брала, если помогала.
Избу, в которой жила героиня рассказа, Васильевна завещала Кире. Так вот наступил день, когда пришли разбирать половину избы, Матрена погоревала немного и пошла помогать доски грузить. Такая вот она была, Матрена Васильевна, всегда мужскую работу брала на себя. В этот день и случилось несчастье. Когда перевозили доски на санях через железную дорогу, тогда и раздавил почти всех поезд.
О Матрене Васильевне как-то горевали не по-настоящему все. Может от того, что так принято среди людей, что надо слезы лить по умершим, только поэтому вроде как люди плакали. Но читатель не увидит искренности в этих слезах. Все плачут лишь только потому, что так положено. Одна только приемная дочь горевала по-настоящему о Матрене Васильевне. Она на поминках сидела в стороне и тихонько плакала.
После смерти Матрены Васильевны все только и думали о том, кому что достанется из очень бедного имущества ее. Сестры кричали громко о том, кому что достанется. Многие другие высказывали, что кому обещала Васильевна. Даже муж брата думал о том, что доски, которые остались целые, нужно забрать обратно и пустить их в дело.
На мой взгляд, рассказ А. И. Солженицын хотел рассказать о простой русской женщине. Именно о такой, которая на первый взгляд не приметна, но если познакомиться и пообщаться поближе с ней, то раскроется вся ее многогранная душа. Автор рассказа хотел рассказать о крепком женском характере. Когда, претерпевая невзгоды и несчастья, падая, но снова поднимаясь, русская женщина всегда остается крепкой духом и не злится на простые житейские мелочи. Именно такие люди, неприметные и не требующие многого, как Матрена Васильевна, делают нашу жизнь легче. Когда такого человека не становится рядом, именно тогда люди осознают потерю и важность присутствия рядом именно этого человека. На мой взгляд автор отлично подобрал слова в конце рассказа «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.».
9 класс
Несколько интересных сочинений
- Смерть прокурора в поэме Мертвые души Гоголя
Эпизодов, где главными героями оказывается прокурор не очень-то и много, но они все-таки есть. Самая первая встреча Чичикова предоставляется нам на балу, где присутствует Ноздрев.
- Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
Одним из направлений литературного творчества писателя является цикл сказочных произведений, состоящий из тридцати двух новелл, написанных автором в остросатирической манере.
- Сочинение рассуждение Стиль жизни
Нередко можно услышать фразу: "У него это как стиль жизни", брошенную в сторону какого-либо человека. Но что это такое? И как приобрести стиль жизни? Как сделать так, чтобы о нем узнали окружающие?
- План рассказа Одиссей на острове циклопов
Одиссей на острове циклопов сталкивается с множеством препятствий и переживаний. Его корабль потерпел крушение, и он оказался на неизвестном острове, где обитали циклопы - огромные, одноглазые чудовища.
- Рисование (изо) - мой любимый предмет сочинение-рассуждение 5 класс
Из всех предметов, которые есть в школе, больше всего мне нравится изобразительное искусство. Вы наверное хотите спросить, почему именно рисование? Я думаю, это потому, что я очень люблю рисовать и у нас ведёт хороший преподаватель