Анализ сказки Соседи Салтыкова-Щедрина сочинение

Основными персонажами произведения являются живущие по соседству Иваны, одного из которых именуют по отчеству Семеновичем, а второго просто Иваном, Ивашкой.

Семенович представляется писателем в образе зажиточного, богатого человека, занимающегося преумножением своего и без того немалого богатства, тогда как простой Иван описывается в качестве бедного, нищего крестьянина, все свое время посвящающего работе в поле, в лесу, во дворе.

Иногда при встрече соседи пытаются понять причины их разного благосостояния, считая сложившуюся ситуацию парадоксальной, в которой один трудится не покладая рук, но не может вылезти из нищенского положения, а другой не прикладывает усилий для улучшения благосостояния и делится им с другими, но при этом оно постепенно возрастает.

Иван Богатый решает обратиться к государю с просьбой уравнять в правах его с соседом Ивашкой. Обрадованный такой идеей царь соглашается и отдает приказ с этого момента облагать данью Иванов одинаковой, и к ответу в случае необходимости их призывать равно.

Однако по прошествии времени Семенович, вернувшийся из заграничного отдыха, застает неприглядную картину в виде более обнищавшего соседа, который, несмотря на ежедневную изнурительную работу, не может вылезти из долгов.

Подумав, Богатый, не став уповать на необходимые изменения в обществе, учреждает в деревне организацию, именуемую Обществом Доброхотной копейки, в надежде, что с ее помощью Иван Бедный сможет обрести достаток. Но и этот способ не приводит к желаемому результату, на деле Ивашка оказывается в еще большей нищете и бедности, лишившись возможности заработать даже копейку.

Один из нищих, славящийся своей мудростью, раскрывает Семеновичу причину данного положения, указывая, что бедного человека невозможно обогатить, поскольку он не умеет распоряжаться богатством, а также его преумножать и распределять, поэтому деньги у него уходят в дырявое решето.

На примере героев сказки писатель изображает классовое неравенство и несправедливость, выражающиеся во взаимозависимости между отдельными представителями общества, которое пропагандирует слова о свободах, на самом деле приводящих к обогащению всемогущих классов и обнищанию народа. Описывая противоречия, существующие в положении персонажей, писатель демонстрирует глубокую пропасть, пролегающую между Иванами, разоблачая эксплуататорскую позицию государства, приводящую к материальному неравенству и угнетению простого народа.

Идея, тема, смысл и суть

Анализ сказки Соседи Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Соседи Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

  • Мир моих увлечений сочинение

    Разные люди увлекаются разным. Кто-то любит смотреть фильмы и готовить, кто-то кататься на скейте и рисовать… У них получается, что всё по контрасту. А вот у меня увлечения из одной сферы. Я люблю читать и писать!

  • Сочинение по картине Портрет Л.Н. Толстого Репина (описание)

    Данный портрет художника был написан летом в одна тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году, на родине Льва Николаевича Толстого - Ясной Поляне. При том, что Художник и Толстой имели некоторые разногласия

  • Сочинение Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

    Что лучше: сладкая ложь или горькая правда? Философско – психологический вопрос, который мучает подрастающее поколение. Чтобы постараться ответить на этот вопрос рассмотрим несколько наглядных примеров.

  • Анализ романа Новь Тургенева

    Это произведение Тургенев напрямую связал с происшествием студенческого «хождения в народ», которые происходили в семидесятых годах восемнадцатого века. Пусть действие романа разворачиваются в шестидесятых годах

  • Сочинение Взаимоотношение учителя и ученика 11 класс ЕГЭ

    Учитель – это важный человек в жизни каждого ученика, ведь именно он вооружает ребенка целым багажом необходимых для жизни знаний, а также, способствует формированию у него множества умений и навыков.