Анализ «Старик и море» Хемингуэй (9 класс)
Идею создания повести "Старик и море" Э. Хемингуэй вынашивал в течение многих лет. В 1936 году впервые был опубликован очерк о реальной истории кубинского рыбака, поймавшего большую рыбу. Повесть увидела свет лишь в сентябре 1952 года.
Произведение написано в стиле притчи. Автор рассказывает о старом, одиноком рыбаке Сантьяго и его помощнике мальчике Манолине. Старик опытный рыбак, ему есть чему научить мальчика, они много разговаривают, старик делится не только профессиональным опытом, но и жизненным. Родители мальчика против их общения, настаивают найти другого рыбака, потому, что Сантьяго каждый раз возвращается без улова. Манолин уже привязался к старику и не может его бросить, заботливо опекает его, приносит наживку, помогает собраться в море.
Герою улыбается удача, на крючок попадает большая рыба, но поймать ее не просто. Рыбаку приходится несколько суток носиться по морю, ожидая пока не появится возможность убить добычу. Борьба с монстром изнуряющая, утомительная, леской изранены руки, чтобы поддержать силы, приходится, есть сырую рыбу, моментами старик сожалеет, что нет рядом его верного помощника. Силы готовы покинуть измученного рыбака, и тогда он воздает молитву небесам, несмотря на то, что далек от религии и больше верит в себя, чем в бога.
Рыба огромная, силы неимоверной, но человек побеждает, протыкает рыбу гарпуном. На этом трудности старика не заканчиваются, на запах крови собираются акулы. Сантьяго вступает в отчаянную схватку с хищниками, он яростно пытается отбить свой улов у стервятников. И пусть от рыбы остался лишь скелет, старик не испытывает разочарования, он не проиграл битвы.
По возвращении старика встречает встревоженный Манолин, он до слез расстроен увидев изрезанные руки своего наставника, заверяет его в своей преданности, он хочет учиться только у него, и дает обещание принести счастье Сантьяго.
Безусловно, в произведении прослеживается библейское начало. Имя главного героя ассоциируется с Иаковом, вступившим в схватку с Всевышним. Сантьяго предстает достойным противником в борьбе не просто с рыбой, а с силами добра и зла, с природой, с самим собой.
Рыбака мучают сомнения, может ли он, имеет ли право убивать, понимая, преступность своих действий, он обращается к рыбе с просьбами о прощении. Смерть одного неизбежна ради жизни другого.
Автор знал не понаслышке об увлекательном занятии –рыбной ловле, сам был заядлым рыбаком. В повести это занятие не просто увлечение, это жизненная необходимость, тяжелый труд, результаты которого позволяют человеку существовать. Сантьяго состарившийся, одинокий неудачник, его жизнь - постоянная борьба за выживание. Но он упрямо верит в свою удачу и море. И надежды его оправдываются, упорство, тяжелый труд должны быть вознаграждены. Старик вернулся на берег с остатками рыбы, но не побежденным. Он боролся до победы, превозмогая усталость и боль от ран, и он победил, преодолел себя, свое стареющее тело. И скелет рыбы лишь подтверждение его триумфа, образ костей символизирует веру в будущее, возрождение, саму жизнь.
Герой, несмотря на возраст, способен к переменам, к переосмыслению. Старик в повести как олицетворение истины, духовной мудрости, а мальчик — это будущее, возможность передать ему опыт старого рыбака.
Человек всегда победитель!
Вариант 2
Повесть «Старик и море» была написана Эрнестом Хемингуэем в одна тысяча девятьсот пятьдесят втором году. Произведение принесло автору небывалую популярность. Первый тираж был распродан за два дня. Уже через год Хемингуэй получил Пулитцеровскую и Нобелевскую премии, а на все его творчество теперь смотрели под другим углом.
«Старик и море» относится к такому прозаическому жанру как повесть — промежуточному звену между рассказами и романом. Зарубежныt литераторы же просто называют произведение коротким романом.
На протяжение восьмидесяти четырех дней рыбак Сантьяго испытывает неудачи в своем промысле. Все жители деревни окрестили его неудачником, кроме юного ученика Манолина. Он продолжает часто навещать Сантьяго и помогать ему. Поэтому старик рассказывает мальчику, что собирается выйти в Гольфстрим, чтобы попытать удачу там. На восемьдесят пятый день своего невезения рыбак уходит на своей парусной лодке. И совсем скоро герою попадается марлин длиной почти в шесть метров. Сантьяго хоть и невероятно опытен, но все же стар и не так силен как прежде. Два дня и две ночи рыба уносит лодку все дальше от берега. Старика восхищает сила, мощь и благородство марлина. Герой начинает сострадать рыбе и понимает, что никто не достоин съесть его. Но после Сантьяго собирает последние силы и засаживает в рыбу гарпун. Он будто в бреду направляется домой, представляя какое вознаграждение его ждет. К сожалению, неприятности еще не закончились. Кровь марлина привлекла акул. Старик отверженно и отчаянно самостоятельно убивает пять акул и отпугивает остальных. Но с наступлением ночи хищники все равно обгладывают почти всю тушу рыбы, оставляя лишь кости. Акулы убили мечты рыбака и его самого. Сантьяго добирается до дома, остальные рыбаки сочувствуют потере, а Манолин плачет, боясь, что тот не выживет. Но старик договаривается с учеником, что в следующий раз они выйдут в море вместе. Основной мыслью произведения является борьба человека с природой и самим собой. Сантьяго лелеял свою мечту и был уверен, что такой улов в качестве марлина сделает его счастливым. Рыбак чуть не умер в борьбе за свое желание, привез лишь жалкий обглоданный скелет, но все равно достиг чего хотел. Герой через пот, кровь и изрезанные леской ладони все же добирается домой и получает признание от своих коллег и жителей деревни. Он получает удовольствие и спокойствие от этого. А главное, что у него есть прекрасный юный ученик, способный продолжить дело всей его жизни. Несомненно, старик победил не только марлина, но и свою жизнь.
Главными героями повести являются: старик Сантьяго — опытный рыбак и мальчик Манолин — добрый и отзывчивый ученик.
Композиция произведения напоминает замкнутое кольцо: старик и Манолин, рыбак в море и его возвращение. Через всю повесть идет внутренний диалог Сантьяго с самим собой, что имеет также несколько религиозный подтекст. Размышления старика и его желание ухватить нечто необъемное, мечту всей жизни и рассуждения о своей цели очень напоминают христианские тексты.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Как стать чемпионом школы (по плаванию, футболу, бегу) 7 класс
Что бы стать чемпионом в школе по плаванию, для этого потребуются усердные тренировки. Уж точно не стоит пропускать тренировки, заниматься этим видом спорта как можно чаще. Стоит поставить перед собой цель, чего ты хочешь, и идти к этой цели.
- Сочинение на тему Дело мастера боится 7 класс рассуждение по пословице
Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.
- Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ
Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков
- Портрет Сони в рассказе В дурном обществе
Соня – одна из второстепенных героинь рассказа Короленко «Дети подземелья». Это четырёхлетняя девочка, которая росла в состоятельной семье с отцом и братом Васей. Мать Сони умерла очень рано и её воспитанием занималась няня.
- Сочинение на тему Волейбол (мой любимый вид спорта)
Меня всегда притягивала физкультура. Очень важно следить за здоровьем, поддерживать себя в хорошей физической форме. Школа даёт такую возможность. Мы бегаем, прыгаем, подтягиваемся.