Анализ Золотого слова Святослава из Слова о полку Игореве
Это один из ключевых фрагментов произведения. Здесь автор, оставшийся неизвестным, выражает свое отношение к походу князей на половцев, описанному в «Слове о полку Игореве».
Великий князь Киевский Святослав видит в стольном городе Древней Руси вещий сон (в Слове, вообще, много чудесных деталей), в котором ему открывается поражение, постигшее князей, выступивших в поход.
Это известие приводит Святослава в печаль и упрекает Всеволода и Игоря за переоценку своих сил. Он не может упрекнуть князей, пошедших на извечных врагов Руси в отсутствии храбрости или патриотизма. Однако великий князь говорит о самонадеянности и неправильном выборе времени предприятия и оценке ситуации.
Удельные князья, по его словам, которые вполне адекватно отражают действительное положение вещей, увлеклись междуусобными войнами. Сражаясь друг против друга, разоряя родную землю, они излишне возомнили о своих возможностях.
В сражении с половцами они, по словам Святослава, не обрели чести и славы, хотя, действительно, пролили кровь врагов. Потери, понесенные русской ратью, при этом оказались слишком велики и несоразмерны вреду, нанесенному кочевникам, постоянно разорявшим русскую землю своими набегами. Святослав вспоминает былые годы, когда русские дружины шли отомстить за набеги и побеждали, обретая славу.
При этом великий князь сетует, что он теперь стар и потерял прежнюю силу. Дело даже не в возрасте Святослава, а в раздробленности Руси. Он мог бы защитить свою землю, но признает, что другие князья не дадут ему помощи. В этих словах великого князя автор этого произведения древнерусской литературы высказывает устами номинального правителя Руси свое видение причины не только поражения от половцев, постигшего Игоря и Всеволода, но и главных бед русской земли.
Святослав Киевский печально констатирует, что времена изменились и теперь дело обстоит не так, как в славном прошлом. Осталась лишь молодецкая удаль, которая не принесла пользы, а только погубила князей, понадеявшихся без объединения сил, без обдумывания стратегии победить нахрапом, полагаясь только на себя.
Слова Святослава проникнуты патриотизмом, заботой обо всей русской земле. Скорбя о поражении, великий князь указывает их главную причину – раздробленность Руси. Он призывает вспомнить великие победы, одержанные во время, когда не было таких раздоров между князьями.
Вариант 2
Один из эпизодов Слова о полку Игореве описывает так называемое Золотое слово князя Святослава. Оно является золотым, так как исходит из уст опытного воина и правителя, от человека, который обладает идеей о благе русской земли.
Этот эпизод вполне соответствует подлинным историческим событиям и с высокой вероятностью автор тут практически ничего не додумывал и просто переложил на стихотворный размер цитаты князя.
Предшествует этому слову известие о плененных Игоре и Всеволоде, которые оказываются у половцев. Это известие Святослав получает через сон, после чего произносит собственную речь.
Если обобщить темы, которые поднимает князь, то следует выделить тему горя и страдания, так как он печалится по собственным сыновьям и тему укора, так как он не одобряет совершенные ими действия. Помимо этого из этих проблем также возникает и другая, более глобальная, но также волнующая Киевского князя, речь идет, конечно, про единство русской земли. Святослав взывает не только к своим сыновьям, но и ко всем русским князьям.
Как мы знаем из истории, именно князья Ольговичи были ведомы идеей объединения русских князей против половцев и такой союз приносил бы существенную пользу и выгоды. Тем не менее, Игорь и Всеволод отправились покорять половцев не для того чтобы сослужить службу русской земле, но для того чтобы снискать собственной славы. Поэтому Святослав выражает собственное недовольство такими действиями и считает подобное поведение расходящимся с понятием княжеской чести.
Тем не менее, по сути, поиск собственной славы не является каким-то зазорным поведением для князя, даже наоборот. Только вот итогом поведения Игоря и Всеволода становится довольно неприятная ситуация. Святослав взывает к грозному Ярославу, топчкам, ольберам, ревугам и другим союзникам и не только из личной потребности, он вопрошает о союзе, который имеет ценность для всей русской земли.
Из личной трагедии князь Киевский переходит к мотивам объединения русской земли и князей и на примере собственных сыновей говорит какой пагубной может быть разобщенность. Ведь если каждый будет подобным образом искать собственной выгоды, то просто окажется захваченным половцами и русская земля окажется без защитников, в которых так нуждается.
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Лермонтова Ашик-Кериб
Сказка «Ашик-Кериб» написана известным русским писателем Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Анализ данного произведения представлен в этой статье.
- Сочинение Есть такая профессия Родину защищать рассуждение
В мире много профессий, каждому человеку приходится выбирать свою, искать своё призвание. «Все профессии нужны, все профессии важны» - говорит нам известный детский стишок.
- Судьба Аси в повести Тургенева Ася - сочинение
Можно сказать, что судьба Аси является неким повторением судьбы внебрачной дочери писателя. Однако, она все же более трагична: девушка – плод любви крестьянки и барина, причем последний даже
- Герои произведения Снегурочка Островского
Сюжет для своей «Снегурочки» великий русский писатель Островский позаимствовал из народной русской сказки
- Сочинение Что такое Скромность
Скромность – это такое качество человека, которое заставляет человека находиться в стороне от ярких событий. Оно характеризует людей, как застенчивых и не любящих громкой славы. Рассмотрим это утверждение на примерах.