Убийство старухи-процентщицы анализ эпизода
Ключевая сцена романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» — это эпизод убийства Алены Ивановны Родионом Раскольниковым.
Молодой человек долго готовился к убийству. Во-первых, прежде всего к данному действию его побудила его философия о разделении людей на великих и низших. Родион считал себя личностью выдающейся, поэтому и решил убить процентщицу, которую считал человеком низшим. Это должно было проверить его теорию. Во-вторых, герой был очень беден, но он переживал не только за себя. Накануне он получил письмо от матери, где она говорила, что Авдотья, сестра героя, собирается выйти замуж по расчету, чтобы помочь своей семье. Раскольников не хотел, чтобы она выходила замуж за нелюбимого. Также к этому можно отнести и другие причины. Герой услышал нелестную беседу о старухе на улице, увидел в парке обесчещенную девушку.
Накануне Раскольников взял в столовой топор и приготовил уловку для старухи. Он пришел к ней как обычно. Когда Алена Ивановна отвернулась, он задней частью топора прорубил ей голову. Острие было направлено на него. Это очень символично, ведь Родион убил не старуху, а себя, свою душу.
Но операция пошла не по плану. В дом пришла сестра убитой, Лизавета. Раскольникову пришлось убить и ее. Герой оказался в западне, но смог выбраться из трудного положения.
Совершенное им действие пошатнуло его здоровье. Он серьезно заболел. Украшения, украденные у старухи, ему пришлось спрятать, чтобы оставить себя вне подозрений. Таким образом, убийство не принесло герою никакой выгоды. Преступление принесло ему лишь страдания как духовные, так и физические.
С тех пор Раскольников ужасно боялся расправы. Он падал в обмороки на допросах в качестве свидетеля, например. Он оказался не великим человеком, а «дрожащей тварью».
Герой опустился на самое дно, но он смог найти правильный выход из своего положения. Ему помогла Соня Мармеладова найти верный путь. За страшным преступлением следовало суровое наказание.
В этом эпизоде выражена мысль о том, что никто не имеет права лишать другого человека жизни и совершать преступления во благо, ведь таких, по мнению автора, не существует.
Вариант 2
Фёдор Михайлович в своём романе «Преступление и наказание» открывает общество бедного района Петербурга XIX века, доведённое до отчаяния и способное на убийство. Затравленный жизнью и погрязший в долгах человек, по причине вседозволенности и нелепой теории об обычных и Великих людях, решается на преступление Алёны Ивановны – никчёмной злой «воши», считая, что сможет избавить мир от злой и жадной старухи-процентщицы.
Долгое время, вынашивая навязчивую идею, Раскольников считает себя вершителем правосудия, которому разрешено, преступив закон, лично расквитаться с обидчиками. Дойдя до точки кипения, Родион превращает задуманное в реальность, придя к старухе, якобы заложить папиросницу. И пока та, отвернувшись разворачивает свёрток, молодой студент бъёт её по голове топором (тупой стороной), и процентщица падает замертво. Прихватив с собой кошель и драгоценности убитой, главный герой пытается бежать, но не тут-то было. Во время побега с места преступления, в комнату заходит младшая сестра старушки Лизавета – кроткая и добрая девушка, которую студент совсем не планировал убивать, рассчитывая на то, что родственница вернется нескоро. Она в нём вызывала жалость, так как слышал об издевательствах старшей сестры. Но от растерянности, молодой человек замахнулся топором и ударил несчастное создание острой частью. Отмывшись от крови, еле унес ноги с места преступления.
В тот самый момент теория Раскольникова рухнула, его душу начали терзать муки совести. Никчемная, но спокойная ранее жизнь, обернулась страхом перед разоблачением. Он понимал, что той свободы, которую мечтал приобрести после расплаты, никогда не испытает. Осознав реальность жестокой ошибки, охарактеризовал себя нищим и ничтожным подлецом.
Родион не может в себе носить столь тяжелый груз, решаясь рассказать о своем страшном грехе Соне Мармеладовой, занимавшейся «непристойной работой» ради того, чтобы прокормить отца, мачеху и троих её детей. Герой нашел в ней родственную страдающую душу, понимая, что только она сможет его понять. Придя домой к Соне, спустя неделю после убийства, Раскольников поведал детали убийства старухи.
Девушка предлагает молодому человеку во всем признаться и раскаяться перед народом. В болезненном полубреду, надев крест, отчаянный студент отправляется к следователю. По пути, кинув милостыню какой-то старушке, услышал в ответ «Сохрани тебя Бог!». Движимый отчаянием, Раскольников понимает, что единственный способ очищения от греха – это искреннее покаяние перед Богом и народом. Склонив на Сенной площади (вблизи Успенской церкви) голову к земле, не обращая внимания на окружающую публику, поцеловал ее. Выдержав оскорбительную брань и игнорируя окрики толпы, побрел дальше. Измученный и уставший, внезапно осознает, что дошел до дверей следователя.
С этого момента душа героя перевернулась, характер его открылся с новой неизведанной стороны. Начался новый отрезок времени – очищение и раскаяние, подробности которого писатель скрывает от читателей, предоставив самим задуматься над страшными грехами человечества.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Печорин и княжна Мери в романе Герой нашего времени (отношения)
Роман «герой нашего времени» имеет необычную композицию, а также совмещает в себе несколько сюжетных линий, где рассматриваются разные взаимоотношения людей. Печорин является центральным персонажем произведения
- Сочинение Что сближает людей?
В этом мире очень сложно выжить самому, поэтому каждый стремится найти друзей, создать семью и провести жизнь в окружении самых близких и любимых людей. Но что же сближает людей?
- Жизнь старухи Изергиль сочинение
Женщина, которую автор называет старухой Изергиль, живет теперь на берегу моря в Бессарабии. Там и происходит ее встреча с рассказчиком. Изергиль знает, главное в человеке — его внутренний огонь
- Образ и характеристика Капитона Климова в рассказе Муму Тургенева
Крепостной крестьянин, служащий у барыни башмачником – один из отрицательных персонажей произведения. Через образ Капитона Климова Тургенев показывает бесчеловечность крепостного права.
- Тема демона и демонизма в творчестве Лермонтова
Практически всю свою писательскую деятельность, у Лермонтова происходит развитие темы демонизма. Она восходит ещё к библейским писаниям о падшем ангеле, восставшем против создателя и ставшим злым духом.