Анализ рассказа Горького Случай с Евсейкой

Рассказ «Случай с Евсейкой» Максим Горький написал в 1912 году для учеников начальных классов.

Маленький мальчик Евсейка рыбачил на берегу, удил рыбу и уснул во время рыбалки. Приснилось ему следующее: Евсейка будто бы падает в воду и видит перед собой морских жителей. Рыбы не поняли, кто перед ними, нарекли Евсейку «чудищем». Обитатели моря разглядывали мальчика со всех сторон, выражая к нему живой интерес. Они задавали десятки вопросов, отвечать на которые Евсейка старался крайне аккуратно, стараясь не пугать и не злить рыб. Скажи он чего-нибудь об употреблении рыб в пищу – те бы не на шутку разозлились. Евсейка не просто увиливает от неловких вопросов рыб, но и задаёт свои, приближающие его к поверхности. Мальчик во время своего пребывания на морском дне стремился как можно скорее оказаться на суше, однако камень, на котором он сидел, его не отпускал. Дабы выйти из положения, Евсейка предложил новым знакомым поиграть. Одна из больших болтливых рыбин согласилась – мальчик ухватился за неё и сказал, чтобы та плыла наверх. Евсейка высовывает из воды голову и, просыпаясь, оказывается на берегу, а его удочка в море.

Чужой и незнакомый рыбий мир для Евсейки был самым настоящим, но вся эта история произошла только из-за сна под лучами солнца. Однако сон оказался для мальчика полезен: как бы не тяжелы были вопросы рыб, Евсейка стремился к своей цели – «вынырнуть» во что бы то ни стало. Рассказ учит выпутываться из ситуаций, когда, казалось бы, нет никакого спасения (мальчик не мог самостоятельно оторваться от камня), но смекалка помогла Евсейке спастись. Евсейка вполне мог предаться отчаянию, рыба, что была больше остальных, дала ему прозвище «утопленник», что лишний раз подчеркивало безвыходность положения мальчика – камень не давал ему тронуться с места. Евсейка отринул слёзы – все равно некому было ему посочувствовать, в воде его плача даже не заметят. Тогда, собрав волю в кулак, мальчик убеждает рыб поиграть с ним, заманивает их напоминанием, что наверху – мухи. Рыб влечет этот соблазн, и мальчик мёртвой хваткой цепляется за жабры. Большая рыба чувствует нестерпимую боль, но Евсейка стоит на своём, и оказывается на поверхности благодаря своей воле и хитрости.

Евсейка («очень хороший человек») успешно «вынырнул» благодаря своей собранности и целеустремленности. Маленький рыбак – пример того, как нужно выходить из сложных жизненных ситуаций. Нас всех поджидают непростые испытания по жизни, но, как учит детей Максим Горький, нужно прилагать все усилия, чтобы пройти испытания, предлагаемые нам судьбой.

Композиционно рассказ можно разделить на три части: безмятежность; испытание; возвращение в безмятежность. На суше мальчик спокоен, у него нет врагов или чего-либо, что могло бы прервать его занятие – ловить рыбу. Минуты покоя заканчиваются, когда Евсейку засасывает море-испытание, приклеившее его к донному камню. Вопросы рыб, сдерживаемые слезы, спасительная идея, крепкая хватка и мальчик на суше – спасен, «вынырнул».

Анализ рассказа Случай с Евсейкой

Анализ рассказа Случай с Евсейкой

Несколько интересных сочинений

  • Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

    Одним из направлений литературного творчества писателя является цикл сказочных произведений, состоящий из тридцати двух новелл, написанных автором в остросатирической манере.

  • Сочинение Моя школьная подруга

    Моя школьная подруга – это прекрасная девочка, с которой мы учимся вместе уже несколько лет. Она стала моей лучшей подругой еще в начальной школе, и наша дружба только укрепляется со временем.

  • Сочинение Кто такой Чичиков в поэме Мертвые души 9 класс

    Павел Иванович Чичиков – в прошлом чиновник, который преимущественно владеет отрицательными чертами характера. До последних страниц книги многие черты и биография нам неизвестны

  • Сочинение Какие качества характера Дубровского проявились в Покровском?

    Дубровский в произведении показан положительным героем, который вобрал в себя массу положительных человеческих черт. Он прекрасно воспитан, образован, быстро находит решения в трудных ситуациях

  • Анализ рассказа Зощенко Аристократка

    Основным персонажем произведения, относящегося к комическому жанру, является рассказчик, от имени которого ведется повествование, представленный писателем в образе водопроводчика Григория Ивановича.