Характеристика общества в комедии Горе от ума Грибоедова
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» практически полностью посвящена столкновению представителя нового, прогрессивно мыслящего поколения и их взглядов с взглядами старого, консервативного поколения, причём их консерватизм в произведении в качестве ограниченности и закостенелости взглядов.
Именно по этой причине в комедии Грибоедов уделяет большое внимание описанию этого «старого общества». Действие происходит в доме богатого московского чиновника Павла Афанасьевича Фамусова, который в произведении и олицетворяет всё «старое общество». Не зря большинство литературоведов и критиков называют описанное Грибоедовым общество «фамусовским». Итак, Павел Афанасьевич предстаёт перед нами малообразованным и мало чего понимающим в науках человеком, который, несмотря на своё высокое положение, относится к своей работе с пренебрежением, выполняя свои обязанности только ради формальности. Однако, несмотря на это, возможно он хороший и добрый человек? Однако Грибоедов даёт достаточно подробную картину и духовно-моральных качеств Фамусова – он жаден и корыстолюбив, его не волнует ничего, что не могло бы принести ему прибыль или иную личную выгоду, он готов осмеять и испортить репутацию любого человека, который попытается помешать ему в получении выгоды. Он зависим от общественного мнения, ему необходимо одобрение окружающими его действий и поступков, именно поэтому он окружает себя людьми, похожими на него самого.
Одним из людей, постоянно окружающих Фамусова и регулярно бывающих на его приемах, является полковник Скалозуб. Грибоедовым он описывается как довольно глупый и ограниченный человек, но несмотря на скудные интеллектуальные способности и эрудицию, Фамусов считает его достойным и уважаемым человеком, поскольку Скалозуб богат и, судя по всему, успешно движется по карьерной лестнице (в комедии он «метит в генералы»).
Но представитель «фамусовского», старого общества может быть не только реально старый человек. В комедии пример молодого, но, тем не менее, «фамусовского» человека является Молчалин. Для него, так же как и для Скалозуба, Грибоедов использует приём говорящей фамилии – он скрытен и молчалив, в комедии он предстаёт перед нами хитрым и лицемерным юношей, который угождает всем и выслуживается перед вышестоящими чинами и уважаемыми людьми, надеясь таким образом получить связи и в дальнейшем продвинутся за их счёт по службе.
Таким образом, с помощью всего трех персонажей, можно получить картину московского общества, которую создавал для нас в «Горе от ума» Грибоедов. И именно этому обществу на протяжении комедии и противостоит главный герой Чацкий, во круг чего и развивается основной сюжет.
Сочинение 2
Известное произведение А.С. Грибоедова, рассказывающее о противостоянии старого и молодого поколений, является актуальным и в современном мире. Эта комедия охватывает не только проблему взаимопонимания между поколениями, но и человеческие пороки.
История начинается с дома одного из главных героев - богатого помещика Павла Фамусова. Павел Афанасьевич является представителем старого поколения, чьи взгляды на жизнь весьма эгоистичны и предполагают лишь выгоду. Окружение помещика составляют такие же меркантильные люди, любящие вести праздный образ жизни. Интерес к наукам Фамусов считает дурным и бесполезным делом.
Молодым представителем этого общества является полковник Скалозуб, показывающий себя достаточно глупым человеком. Скалозуб ухаживает за Софьей, дочерью помещика Фамусова, и предлагает ей руку и сердце. Павел Афанасьевич считает такую кандидатуру подходящей для Софьи, потому что видит выгоду в этом союзе. Ни о каких чувствах речи идти не может.
Из низких чинов в общество Фамусова вхож Молчалин. Герой имеет низкий чин, но готов прислуживать более высокопоставленным людям, чтобы достичь своих целей. Например, Молчалин также ухаживает за Софьей не из-за больших и светлых чувств, а из-за личных корыстных целей. Герой показан как хитрый и скрытный человек.
Главным героем произведения и лишним человеком в этом обществе является Чацкий. Взгляды героя значительно отличаются от фамусовского окружения. Чацкий - умный и увлекающийся наукой молодой человек. Только что вернувшийся с обучения за границей, он сталкивается с представителями минувшего века, которые отрицают новые взгляды. Понимая, что ценности в таком обществе ложные, отсутствует искренность намерений и чувств, Чацкий не находит признания и покидает дом Фамусова.
Помещики в комедии показаны как испорченное и гиблое общество людей, с консервативными и меркантильными ценностями. Отношение фамусовского окружения к крестьянам не включает в себя человеческих факторов. Крестьян, которые верны и преданы своим помещикам, легко могут продать или обменять на собак.
Главным вопросом А.С. Грибоедов ставит ложность человеческих ценностей и намерений по отношению друг к другу, борьбу между старым и новым поколением, между чувствами и выгодой. Закончив произведение поражением и затем уходом Чацкого, автор заставляет читателя задуматься над испорченностью светского общества.
Характеристика общества в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений
- Сочинение Праздники в моей семье
Семья является самым важным в жизни большинства людей. Как хорошо, когда можно положиться на своих родных в любой сложной ситуации. Члены семьи любят друг друга не зависимо от внешности или богатства. Они ничего не просят взамен
- Характеристика и образ Митраши из Кладовой солнца 6 класс сочинение
Митраша это главный герой произведения Пришвина «Кладовая Солнца». Ему десять лет
- Тропинин В.А.
19-го марта 1776 г. в семье крепостного графа А. С. Минина родился Василий Андреевич Тропинин. Отец мальчика вольный человеком, управляющим поместья, а вот семья была крепостными селянами.В 1823 г. парень получил свободу.
- Сочинение на тему Трусость (15.3 9, 11 класс ОГЭ ЕГЭ)
Трусостью называется негативное качество характера человека, заключающееся в неспособности преодолеть страх перед опасностью.
- Сочинение Возможна ли гармония между мечтой и реальностью?
Мечты - это прекрасная реальность, созданная множеством желаний, в которые мы перемещаемся на мгновение. Через несколько секунд, минут, часов мы возвращаемся из сладости «невозможных» возможностей в неутешительную установленную «реальность»