Роль пейзажа в повести Олеся Куприна сочинение

Тема взаимосвязи человека и природы находит свое отражение во многих произведениях русских писателей. Каждый из них по-разному отвечает на вопрос о роле, которую выполняет окружающий мир в жизни героев произведений. Так или иначе, для большинства писателей пейзаж является важной составляющей частью раскрытия образа персонажей.

В произведениях Александра Ивановича Куприна природа становится отражением внутренних переживаний героев. В повести «Олеся» писатель наиболее ярко отобразил взаимосвязь природы и человека.

Куприн знакомит читателей с Иваном Тимофеевичем в зимнюю ненастную пору. Из-за сложившейся непогоды герой вынужден проводить дни дома за чтением книг или за разговорами с Ярмолой. В один из ветреных зимних вечеров Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу о полесской колдунье Мануйлихе, которая живет на болотах со своей внучкой. Рассказчик загорается желанием посетить дом старой колдуньи.

Спустя несколько дней погода улучшилась, ветер прекратился, стало теплей. Ярмола с Иваном Тимофеевичем отправились в лес на охоту. Куприн наделил своего героя взглядом художником. Оставшись наедине в лесной глуши рассказчик тонко чувствует красоту окружающей его природы. Иваном Тимофеевичем «овладевает тихое очарование», он чувствует как «медленно и бесшумно» проходит мимо него время.

В этот же зимний день рассказчик знакомится с внучкой Мануйлихе – Олесей. Заблудившись, Иван Тимофеевич случайно набредает на дом посреди болота. Олеся – дитя природы. В ее образе нашел отражение нравственный идеал самого Куприна. Писатель считал, что достичь такого идеала можно лишь в тесной взаимосвязи с природой. На примере Олеси читатель видит как духовная связь с природой, лесами, лугами, долинами, возвышает душу, обогащает ее. Олеси в повести противопоставлены образы крестьян, которые постепенно теряют это единство с природой.

Первая встреча рассказчика с Олесей происходит в теплый зимний день. Впоследствии девушка дает характеристику Ивану Тимофеевичу, она говорит, что сердце у героя холодное, ленивое. Олесе заранее известно, как закончится ее недолгое счастье.

Бурная радостная весна сопровождает расцвет чувств Олеси и Ивана Тимофеевича, она становится свидетелем зарождения любви между героями. Лунная летняя ночь дарит счастье влюбленным друг в друга людям.

Иван Тимофеевич воспринимает окружающую природу, как нечто сказочное, волшебное. Однако сказка длится недолго, чувства рассказчика к Олесе постепенно начинают убывать, в то время как любовь девушки с каждым днем становится сильнее. Сильная гроза становится трагической развязкой повести, герои вынуждены навсегда расстаться.

Таким образом, пейзаж в повести Куприна «Олеся» является не только фоном происходящих событий, он служит отражением чувств и переживаний главных героев. К концу повествования окружающий мир также становится и участником действий, описанных в произведении.

Роль пейзажа в повести Олеся

Роль пейзажа в повести Олеся

Несколько интересных сочинений

  • Особенности изображения героев русской литературы 19 века

    Русская литература во все времена значительно отличалась от творчества мировых писателей особенным чувственным содержанием, живостью форм, богатым спектром художественных образов и форм

  • Анализ рассказа Бунина Солнечный удар сочинение 11 класс

    Мы ничего не знаем о героях этого короткого рассказа. Он – поручик. Судя по упоминанию пустынь Туркестана, возвращается с крайнего юга Российской империи. Она – барышня, у которой где-то есть муж и трёхлетняя дочка.

  • Сочинение на тему Идеальный сосед

    Часто люди ругают своих соседей. Они не дают спать по выходным, шумят во время праздников, громко слушают музыку. Но мало кто хвалит своих соседей. Как же должен выглядит идеальный сосед?

  • Критика о Слове о полку Игореве

    Одним из величайших произведений в древнерусской культуре считается «Слово о полку Игореве». В книге повествуется история поражения вовремя похода на земли половцев. Изложение проигранного боя не случайно

  • Описание внешности Дубровского из романа Дубровский

    В романе «Дубровский» А.С. Пушкина главный герой Владимир Дубровский представлен в образе благородного разбойника. Автор рисует черты его внешности достаточно кратко и лаконично.