Судьба мастера в России в сказе Левша (литература 6 класс)
Произведение «Левша» Н.С. Лескова раскрывает тему безразличия к талантливым людям из народа, красноречиво демонстрирует, как власти не ценят мастерового человека.
Левша – тульский мастер, которому выпала честь удивить иностранцев своим умением, показать англичанам, что в России есть мастера не хуже, чем у них. Англичане были восхищены талантом мастера и даже пытались уговорить его остаться. Но простой мужик-работяга оказался патриотом, он не соблазнился посулами иностранцев, не пожелал оставлять Россию.
Образ Левши олицетворяет тяжелую долю всех талантливых людей из народа. Судьба наградила его большим талантом, а на родине это не ценили. Его искусство можно было использовать на благо страны, но правящие круги были безразличны к таким перспективам. Сам царь Алескандр I восхищается диковинами иностранцев, не проявляя никакого патриотического желания блеснуть раритетами своей державы.
Автор поднял в произведении проблему отношения властей к народу, сделал попытку обратить внимание на талантливый мастеровой люд, который мог бы много сделать для престижа России. Лесков обнажил вопиющую несправедливость, показал пренебрежительное отношение правящих кругов к национальным интересам и патриотический, государственный размах мысли мастеровых.
Левша, умирая, печется о благе России, а не о себе, его беспокоит лишь мысль о том, чтобы государю передали секрет лучшего хранения оружия, который он выведал у англичан.
Подковав блоху, подаренную теми же англичанами русскому государю, русские мастера выполнили работу блестяще, проявили талант и смекалку. Вот тут Лесков тонко демонстрирует, что русскому умельцу недостаточно лишь природного таланта, ему не достает знаний. Русский мужик может все, но талант бессмысленно растрачивается без должного применения. Один государь равнодушен к родине и народу, другой же, Николай, тщеславен и преследует лишь цель продемонстрировать преданность своих подданных.
На примере мытарств Левши после возвращения на родину красноречиво показано равнодушие и бесчеловечное отношение к простому человеку. На обратном пути Левша и его спутник иностранный мастер заболевают. Англичанина выхаживают в комфортных условиях, он окружен вниманием и заботой. Наш же мастер брошен на произвол судьбы, документы и ценные подарки украли, хорошую одежду отобрали, ни в одной больнице не приняли.
Своим произведением автор попытался донести до общественности чаяния простого народа, который многое может сделать для авторитета своей страны. Лесков неоднократно возвращается в своем творчестве к этой теме, призывает к бережному, трепетному отношению к людям одаренным и к практическому, разумному применению их таланта на благо Родины.
Вариант 2
Н.С. Лесков – русский писатель в своем произведении «Левша» затронул тему мастеров из России. Он описал простого русского мастера со своими индивидуальными чертами настоящего человека – патриота, любившего свою Родину. Это произведение больше относится к былине или сказу, в котором события тесно пересекаются с реальностью.
Героем произведения является обычный мастер из Тулы – Левша. Ему и другим мастерам доверяют сделать заказ – подковать блоху, чтобы доказать иностранцам, что в России еще не перевелись настоящие мастера. На внешность Левша ничем не отличался от простого русского мужика. Лишь на лице у него было родимая родинка на щеке. Он был одет бедно и небрежно. Но Левша имел широкую душу и золотые руки. Он умел творить невероятные чудеса. До последней минуты он любил свою Родину и был настоящим патриотом своей Отчизны. Даже оказавшись в чужой стране, он не забывает о Родине. Выполнив качественный заказ, подковав блоху, иностранцы были удивлены такой ювелирной работе, за что пригласили Левшу поработать у них. Блоха была не только грамотно подкована, но еще и танцевала. Для обмена опыта, Левшу отправила в Англию с другими мастерами. Левша стал известным мастером, о нем писали газеты. Он стал настоящим героем. В Англии Левша тоже всем приглянулся, всем нравились его уникальные работы. Он был, действительно, одарен невероятным талантом. Англичане всячески уговаривали Левшу остаться жить и работать у них, но Левша каждый день тоскливо смотрел в сторону Родины. Он понимал, что ни за какие деньги он не променяет родной дом и свою Отчизну. И Левша пожелал вернуться домой. По пути он и сопровождающий его человек с Англии серьезно заболели. Сопровождающего его человека отвезли в больницу и вылечили. А Левшу оставили умирать. Его – талантливого человека, мастера, которых в России так мало. Никто не попытался его спасти.
Левша мог быть жить хорошо и работать в Англии, где ценили его работы и его самого, как талантливого мастера. В России он был никому не нужен. Он умер нищим и никому не нужным человеком.
Его патриотизм заключается в том, что Левша не захотел жить красиво в чужой стране, где бы его почитали, а умер на своей Родине, где не ценят жизнь талантливых людей. Невероятно талантливый мастер Левша умер нищим и в полном одиночестве. Автор в конце произведения возмущен в том, что в России не ценят талантливых людей. Он сочувствует герою, жалеет его, и в то же время восхищается им, как настоящим патриотом и героем своей Родины.
Сочинение-рассуждение
В повести Николая Лескова «Левша» перемешаны реальные исторические и выдуманные автором события, происходившие в период правления императора Александра Первого, когда он разъезжал по Европе. Он присутствовал на демонстрации необычной вещи, сделанной иностранными мастерами и увидел– крошечную стальную блоху, способную плясать. Изумлению императора не было границ, он купил это механическое чудо и привёз домой, в Россию.
Прошло полгода и уже другой император Николай первый, узнал, что это творение сделано руками английских мастеров. Не сомневаясь в том, что русские умельцы намного талантливее английских, император обратился к тульским мастерам, чтобы они создали удивительную вещь, способную при взгляде на нее вызвать гораздо больший восторг, чем механическая блоха.
Среди тульских мастеров был парнишка, которого все звали – Левшой. И только он смог удивить императора – подковал английскую блоху, и вызвал восхищение публики. Шокированный талантами молодого человека, Николай отправил Левшу на презентацию подкованной блохи англичанам.
Иностранцам так понравилась работа Левши, что они поделились с ним секретами своего производства и предлагали стать гражданином Англии. Но Левша – убеждённый патриот России, заскучал по родным краям и решил вернуться в Россию. Но по дороге домой вместе с англичанином, Левша заболел и никто не оказал ему необходимой помощи, даже несмотря на его таланты и ценные знания полученные в Англии. Иностранцу же при первых признаках недомогания сразу оказали необходимую помощь.
Так Лесков раскрыл отношение людей к одарённым людям тех времён, жизнь которых не представляла никакой ценности для государства и представителей власти. Несмотря на то, что этот человек мог бы продолжать трудиться и приносить пользу людям, оказалось, что это никому не нужно, мастеру не оказали простейшей медицинской помощи и вскоре он тихо умер.
Если бы он остался в Англии, где его способности и склад ума представляли особую ценность, то его ждала бы другая судьба. В этой повести раскрывается российский менталитет того времени, когда было принято считать, что продвинутые технологии могут быть созданы лишь в Европе. А талантливых соотечественников попросту не ценили и порою бросали на произвол судьбы.
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс
Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.
- Герои произведения Фотография, на которой меня нет Астафьева
Главные герои произведения – мальчик (будем называть его Витей), его бабушка, Екатерина Петровна, и учитель.
- Образ и характеристика Жени в рассказе Яма Куприна сочинение
Одним из основных персонажей произведения является образ Женьки, молодой девушки, волею судьбы ставшей падшей женщиной.
- Образ и характеристика Володи из рассказа Тихое утро Казакова сочинение
Одним из основных персонажей произведения является мальчик по имени Володя, представленный писателем в образе типичного городского жителя, гостившего в деревне на летних каникулах.
- Сочинение Как прекрасен этот мир 5 класс
Наш мир прекрасен вдвойне, так как природа не только поражает своей красотой, но к тому же еще и люди создают этот мир по-своему.