Анализ произведения Июльская гроза Платонова
Рассказ небольшого формата «Июльская гроза» вышел в печать в 1938 году. Сюжет произведения заключен в многочисленных эпизодах жизни брата и сестры, где есть место и радости и грусти.
Большая часть тем в рассказе затрагивает как детские мысли и впечатления, так и тяжелые трудовые будни крестьян, женской доли, не самой легкой в те времена. Весь сюжет рассказа описывается с точки зрения восприятия мира ребенком. Автор смотрит на мир и окружающую атмосферу его глазами.
Главная героиня произведения Наташа, хоть и маленькая, но ведет себя как настоящая женщина-крестьянка. Она старается заботиться о других, особенно о своем брате. Когда мальчик сильно устал, она готова взять его себе на руки и нести его остаток пути, только бы он не погиб и остался в живых.
Девочка рьяно защищает его от незнакомого и назойливого деда дважды. А уж если он попытается украсть у нее Антошку, она согласна его даже ударить. О себе же девочка предпочитает вовсе не думать, да ей и некогда. Все заботы и свою любовь она отдает Антошке. Наташа покрывает его своим платком, предполагая, что так она убережет его от любой опасности. Когда бабушка угощает ее блином, Наташа прячет его и кормит Антошку во время грозы, чтобы утешить мальчика, и он ничего не боялся.
Когда пошел град, девочка закрыла брата своим телом, а сама не думает о боли – главное, что Антошке хорошо и он не плачет. Наташа, будучи сама ребенком и на окружающий мир смотрит по-детски добродушно и открыто. Например, дуновение ветра она ощущает «всем телом и лицом», рожь на ее взгляд с грустью шумит. Когда наступает сильная гроза и девочка не может самостоятельно с ней справиться, она сильно кричит и зовет на помощь.
И помощь к ней приходит. На ее пути появляется старик, через которого автор передает внешний портрет девочки. У девочки задумчивый открытый взгляд, еще детский, но живой рот, полные щеки, высушенные ветром и выцветшие на солнце русые волосы. Из всего этого мужчина делает вывод, что когда Наташа вырастет, она будет хорошей крестьянкой и хозяйкой.
Антошке, ее младшему брату всего 4 года. Он, капризный ребенок, требующий к себе много внимания, требует, что сестра спрятала его от грозы и бури, называя ее полоумной. Он еще не умеет отдавать, а только брать и принимать на себя любовь и заботу окружающего мира.
Антошка совсем еще ребенок просится к матери, а Наташа, понимая это, еще больше проявляет заботы и любви к младшему брату. Блин, который она взяла у бабушки, девочка в утешение отдает брату, как бы взамен материнскому кормлению.
Несмотря на то, что Антошке страшно, детское любопытство перебарывает страх – он очень хочет увидеть грозу. Антошка, по-детски предполагая, что его положение становится безнадежным приходит к выводу, что нужно вырыть ямку и остаться в ней жить.
Еще одним из значимых персонажей является старик с добрыми, но бледными глазами. Несмотря на все тяготы и лишения в его жизни, он остается жизнерадостным и положительным со всех сторон человеком. Старик считает, что он счастливый человек, так как всегда сыт и не болен. Настоящее счастье он испытывает в момент спасения детей. Когда он понес их на руках, Наташа наблюдала, как на них сильно вздулись вены.
В рассказе «Июльская гроза» писатель через детей хочет показать, как на самом деле прекрасен мир, его запахи, звуки и доброта близких и даже посторонних людей. Человек, несмотря на все сложности и жизненные тяготы может быть счастливым, если на все что его окружает смотреть с нужной стороны. Надо уметь радоваться каждому моменту в жизни и помогать людям, попавшим в беде.
Анализ 2
Произведение относится по жанровой направленности к лирической прозе писателя и в качестве основной темы рассматривает размышления об истинном жизненном смысле сквозь призму детской психологии, воспринимающей окружающий мир глазами ребенка, а не взрослым сознанием.
Рассказ представляет собой небольшое по формату сочинение, сюжетная линия которого основывается на описании одного эпизода, произошедшего в жизни детей, являющихся родными братом и сестрой.
Главной героиней рассказа является девятилетняя девочка Наташа, отправившаяся в гости к бабушке с младшим четырехлетним братишкой Антошкой. Наташа представляется писателем в качестве ребенка с задумчивым, открытым взглядом и детским, но живым ртом, полными щеками, а также с высушенными и выцветшими под воздействием солнца и ветра русыми волосами. Антошка описывается в рассказе как капризный малыш, требующий к себе повышенного внимания и постоянной заботы.
Дорога к бабушке оказывается для детей непростой, поскольку солнце нещадно палило, а малыш быстро уставал и приходилось Наташе нести его на руках. Кроме того, детям все время чудятся незнакомые звуки и голоса, ощущающиеся злыми и жестокими.
В гостях у бабушки дети пребывают недолго, так как Антошка начинает проситься к матери, и даже не прощаются с бабулей. На обратном пути небо обволакивают грозовые тучи и обрушивается сильная летняя гроза с ураганным ветром. Малыши прячутся в ржаных колосьях, пытаясь дождаться окончания неутихающей грозы. Добраться до дома детям помогает случайно проходящий старик, взявший малышей на руки и отправившийся в их родную деревню.
Отличительной особенностью рассказа является описание природных пейзажей и явлений, которые передают чувства и переживания персонажей произведения. При этом смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении красоты и очарования окружающего мира, проявления людьми человечности, неравнодушия, взаимовыручки, понимания.
Писатель описывает события в виде удивительного знакомства детей с окружающей природой, порой проявляющей опасность и жесткость, а образ незнакомого старика представляется в качестве заботливого, доброго волшебника, проявляющего мудрость и способность исполнять любое желание. Для иллюстрации детского восприятия природных явлений автор применяет средства художественной выразительности в форме олицетворений, позволяющих отразить сознание ребенка.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества
Вопрос о цивилизованности человека вне общества, пожалуй, является очень спорным, начиная с того что даже далеко не все люди в обществе являются цивилизованными. Цивилизованным, можно назвать человека
- Аргументы и примеры жизненных ценностей из литературы
Жизненными ценностями можно назвать моральные принципы и убеждения человека. То, во что он верит, считает нормальным, правильным. Каждый человек имеет свои ценности. Это напрямую зависит от воспитания, уровня саморазвития, веры
- Сочинение Семья, род, семейные ценности и традиции
Семья - это одна из самых важных социальных институций, которая играет огромную роль в жизни каждого человека. Семья - это группа людей, связанных кровными узами, которые живут вместе и поддерживают друг друга в трудные моменты.
- Сочинение на тему Какую я прочитал книгу за лето
Не знаю с чем это связано, но это лето по ощущениям было довольно долгим, каждый день был прекрасен, и казалось что в каждом дне не 24, а 48 часов. Возможно, на это сказалось большое количество прочтенных мною книг.
- Сочинение по картине Машкова Клубника и белый кувшин 5 класс
И.И.Машков любил изображать на своих картинах пейзажи или натюрморты. Они на его картинах выглядят такими яркими, насыщенными. Любая деталь его картины очень важна. Переливы света и теней способствуют как можно больше развернуть задумку художника