Катерина и Варвара сравнительная характеристика в пьесе Гроза
В произведении «Гроза» есть героиня Катерина. Катерина молодая девушка, в доме у Кабановых оказалась после того, когда вышла замуж за Тихона, который был безвольным. В этой семье девушка познала то, что ранее вообще не встречала. Сплошное непонимание, неприятности, как пишет автор «темное царство». Катерине сложно, она угнетенная, но держится, принимая все как есть. В этой семье была еще одна молодая девушка Варвара, она приходилась сестрой Тихону. Девушка также недовольна атмосферой в семье, в которой творится тирания, неравенство. Внешне Катерина и Варвара похожи, но все же они разные, не похожие друг на друга.
Каждый человек формирует свой характер и натуру еще в детстве. Две героини росли в семьях, которые если сравнивать, можно сказать одно – совершенно разные. У Катерины была семья патриархальна, но девушка росла в тепле и в любви. В доме Катерины всегда было взаимопонимание, любовь, доброта, вера в Бога. Поэтому еще с детства у нее выстроилось свое понимание семи. Катерина хотела мужа, который будет любить ее и с которым они вырастят много детей. Для девушки приоритетом в жизни было добро, мир в семье.
Варвара выросла в семье, которая была очень уважаемая, с их семьей считались во всем Калинове – семья Кабанихи. Варвара не смотря на свою истинную сущность, должна была вести себя подобающе. Ей нельзя было давать слабину и жаловаться на что-то. Но, все же нутро победило, Варвара поняла, что такая жизнь не для нее, она так жить не может.
Выходит так, то перед Катериной и Варварой стоит выбор, смириться и жить по законам семьи или попытаться что-то поменять и жить, как хочется. Каждая из девушек идет своим путем решения этого вопроса. Катерина повинуется и живет по законам дома. Девушка выполняет все обязанности, старается угодить каждому. Катерина считает своей обязанностью любить мужа.
Варвара вроде и живет по законам семь, но это только игра, девушка притворяется. По сути все, что происходит в их доме чуждо Варваре. К такой жизни Варвара привыкла с детства, которое научило ее, притворятся и обманывать. Варвара в доме никогда не выступала против кого-то открыто, но по итогу действует всегда так, как нужно ей. Варвара живет по принципу, делай что хочешь, если чего то желаешь, то делай.
Пьеса «Гроза» показывает два немного схожих, но в итоге совершенно разных женских образа. Что Катерина, что Варвара не могут нормально жить в таком царстве лжи, не любови. Каждая пытается бороться с этим, но выбирая свой путь. Это обусловлено тем, что девушки имели разное воспитание и соответственно разные взгляды на жизнь. Чей путь правильный сложно сказать.
Островский это поэт новатор, который внес в жанр пьесы свои новые веяния. Поэт показал людям, другую сторону жизни купеческих домов. Островский видел в этом то, что многие другие люди не видят. Все видят только благополучие, но поэт рассказал о жестокости, бесправии, обмане, который твориться в стенах домов. Такая атмосфера очень сложная, но еще труднее приходится женщинам.
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе
Островский создал множество пьес для постановок на сцене. Одним из самых известных и глубокомысленных произведений является «Гроза». Сюжет и герои смогли задеть сердца зрителей и читателей, таким образом, пьеса вошла в список классичеких произведений мира. Главными и запоминающимися героинями являются две девушки – Катерина и Варвара. Автор их представляет, как два антипода, а чем именно они отличаются друг от друга, рассмотрим далее.
Катерина и Варвара яркие и запоминающиеся личности. Не все их черты различны, так же есть и сходства, но их очень мало. Например, они родом из одной семьи, которая имеет фамилию Кабановы. Варвара приходится Катерине золовкой, то есть сестрой мужа. Молодых девушек связывают не только родственные связи, но и дружеские. Так же они обе хороши и красивы внешностью. Главной общей чертой их жизни является страдание от деяний старухи- кабанихи. Она не считается не только с невесткой, но и с собственной дочерью.
В отличие от прозаических произведений в пьесе нет конкретного описания героев и их действий, всю суть писатель передает через диалоги героев. Так из них в пьесе «Гроза» читателю становится ясно о различиях в характере главных героинь.
Катерина - девушка мечтательная, что не скажешь о Варваре, которая считает глупостью болтовню подруги. Даже для безопасного проживания в семье Катерина не умеет врать и притворяться, но же Варя свободно лжет для своего блага, при этом сохраняя прямоту в высказываниях по отношению к своему брату. Она убеждена, что разрушать собственное счастье ради тех, кто этого не ценит.
Катерина в противоположную сторону, предпочитает оставаться верной себе и родным людям. Несмотря на несчастный брак, она держит себя в руках, для этого прочит мужа взять с нее клятву оставаться верной женой. Она чиста душой и сердцем и даже после свидания с Борисом, на покорно ожидает кары всевышнего. Варвара же не примиряется со своей жизнью с матерью и сбегает прочь с возлюбленным. Катерине вовсе проще распрощаться со своей жизнью. Чем принимать ее удары.
Антиподы девушек автор приводит для сопоставления чести с совестью и не смирения и постоянной борьбой. Когда в одной ситуации люди могут поступать по-разному, исходя из своих жизненных принципов, предрассудков и характеров. Вера в лучшее и непостижимое и приземленные понятия о жизни могут существовать вместе. Островский смог передать через поколения великое противостояние, которое покоряет сердца людей до сих пор.
Сравнение 3
Катерина является главным персонажем пьесы. Варвара – один из основных героев, который помогает автору раскрыть образ Катерины. Их положение очень похоже. Обе героини молоды и являются членами одной семьи: Катерина замужем за Тихоном, а Варвара – его сестра. Обе испытывают на себе всю тяжесть характера Кабанихи – матери Тихона и Варвары. Они живут в одном городе Калинове и принадлежат к одной социальной среде мещанства. Героини одарены живым умом и характером, небезучастно воспринимая все происходящее. Они подруги и много общаются, делясь своими мыслями и впечатлениями. Обобщая сказанное, подчеркнем, что сходство образов в основном внешнее, связанное с обстоятельствами их жизни.
Глубокий анализ характеров героинь показывает, что у них больше различий. Взаимное сопоставление их мыслей, поступков, мировоззрения помогают лучше понять как образ Катерины, так и основной конфликт пьесы. Обе девушки тяготятся положением, в которое они поставлены, но по-разному к нему относятся. Катерина хочет быть верной женой, для немыслимы бесчестные способы изменения своей жизни. Она стремится быть честной, правдивой и искренней с собой, со своими близкими и во всех своих поступках. Именно поэтому тайные свидания с Борисом заставляют ее переживать, испытывать угрызения совести. В
арвара же не стесняется обманывать, хитростью добиваясь своих целей. Она спокойно относится в своим тайным встречам с Ваней, хотя знает, что мать этого не позволила бы ей. Когда возникает необходимость, она не останавливает перед побегом из семьи. Разговоры героинь также выявляют различие их натур. Катерина мечтательная, возвышенная, а Варвара мыслит практически, более конкретно. Таким образом, по своему духовному складу это непохожие личности. Однако трудно утверждать, что они прямо противоположны. Например, обе героини добрые, отзывчивые и чуткие, прекрасно понимающие в какой обстановке и с какими людьми они живут. Традиционно считается, что Катерина – положительный персонаж, а Варвара – если не отрицательный, то спорный. Однако с этой точки зрения некоторые важные поступки Катерины неоднозначны. Более верно сказать, что они разные и по-своему решает те задачи, с которыми сталкиваются. Читатель, таким образом, должен сам размышлять об особенностях характера героинь и определять свое отношение к ним.
Вариант 4
Главной героиней драмы «Гроза», написанной Александром Николаевичем Островским в 1859 году, становится юная Катерина Кабанова. Девушку совсем недавно выдали замуж за Тихона Кабанова, однако она чувствует себя глубоко несчастной в семье ее супруга, где Катерину постоянно унижает и упрекает свекровь, Марфа Игнатьевна Кабанова или Кабаниха, как нередко называют купчиху другие жители города. Безрадостность повседневного существования в доме Кабановых заставляет Катерину решиться на измену мужу, однако в итоге стыд и отчаяние из-за этого поступка вынуждают молодую женщину совершить самоубийство.
Оказавшись в семействе Кабановых, Катерина с искренней грустью вспоминает годы своего детства и отрочества, когда мать окружала девочку заботой и любовью и позволяла ей заниматься только тем, что действительно нравилось дочери. Дом мужа становится для Катерины настоящей клеткой, темницей, но женщина не может оттуда убежать, поскольку является законной женой Тихона Кабанова. Она пытается поделиться своей внутренней болью и тоской с Варварой, сестрой своего супруга, но эта девушка смотрит на жизнь совершенно иначе и не понимает душевных страданий новой родственницы.
Варвара с раннего возраста растет в семье, где царит подлинный домострой. Как и ее брат Тихон, она постоянно испытывает на себе моральное давление со стороны жесткой и чрезвычайно властной матери, стремящейся к тому, чтобы жизнь ее домочадцев полностью соответствовала старинным правилам и обычаям. Кабанихе удается полностью сломить сына, молодой мужчина покорно выслушивает ее нравоучения, и единственной радостью для него становится возможность ненадолго покинуть дом и поглощать спиртные напитки, оставшись на некоторое время без материнского надзора.
Однако Варвара отличается более твердым и свободолюбивым нравом, она лишь внешне подчиняется родительнице, но при этом регулярно встречается тайком со своим избранником Кудряшом. Девушка откровенно говорит Катерине о том, что принятые в ее семье нравственные нормы не имеют для нее никакого значения. По мнению Варвары, жить следует в свое удовольствие, но при этом скрывать правду от окружающих. Дочь Кабанихи давно научилась постоянно лгать и всегда действовать сообразно обстоятельствам, думая только о собственной выгоде.
Но искренняя, бесхитростная и чрезвычайно набожная Катерина не может вести себя подобным образом, по ее признанию, она абсолютно не умеет обманывать. Полюбив Бориса, женщина испытывает сильнейшие угрызения совести, Катерина не в силах поверить в то, что у нее появилось желание изменить супругу. Когда она под влиянием Варвары все же совершает то, что сама Катерина считает непростительным грехом, ее душа не может смириться со случившимся. Осознание своей вины приводит к тому, что Катерина кается перед мужем и свекровью и лишает себя жизни, полагая, что не имеет права существовать далее с такой тяжестью на сердце.
Варвара в определенной степени приспосабливается к окружающим ее условиям, но при этом никогда не забывает о своих интересах. Она убегает из дома, не видя иного способа избавиться от деспотизма матери и не задумываясь о том, как отнесутся к ее поступку другие люди. В то же время ограниченное и нетерпимое мещанское общество, в котором вынуждены обитать обе героини пьесы, растаптывает и уничтожает чистую и светлую душу Катерины, что приводит и к физической гибели юной женщины.
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Гончарова Обыкновенная история
Иван Александрович Гончаров является известным русским писателем и литературным критиком. Его произведения известны всему миру и считаются классическими. Особенно выделяются следующие произведения
- Сочинение по стихотворению Бородино от лица солдата (Лермонтов)
Три дня мы ждали настоящей битвы. Уже Москва за нами, куда отступать? В тот вечер у нас-то было тихо. Скучали, отдыхали, сил набирались. Я штык точил, ну, и ворчал, конечно. А как не возмущаться, когда враг этот, француз, уже победу празднует?
- Сочинение по картине Сычкова Трудный переход (описание)
- Главные герои произведения Кот в сапогах
Сказка замечательного французского сказочника Шарля Перро рассказывает о том, как сообразительный и находчивый кот сделал своего хозяина успешным и богатым человеком.
- Время и пространство в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Пространства этого романа удивительно! В книге ведь совмещаются целых два романа. Они совсем разные, хотя и пересекаются. Действие одного происходит в Москве, современной Булгакову. Другого – в Иерусалиме времён Христа.