Анализ романа Война и мир Толстого
Произведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном виде выходит в четырех томах с эпилогом.
Литературным жанром произведения является роман-эпопея, сочетающий в себе характерные черты семейно-бытового повествования, а также мемуаров, объединенный значительным историческим событием и имеющий многочисленное количество сюжетных линий и персонажей, как главных, так и второстепенных, которых насчитывается более пятисот.
Тематика романа многогранна и включает в себя направления в виде семейной темы, темы народа, описания военных событий, а также понятийных размышлений о жизни и смерти. Кроме того, роман раскрывает разнообразные проблемы, существующие в обществе того период времени, как-то, поиск настоящего жизненного смысла, взаимосвязи народных масс и великих людей, стремление к личному счастью, а также противопоставление истинного патриотизма ложному.
Литературный смысл произведения писатель демонстрирует, выражая посредством раскрытия темы народа понятие величия, утверждая, что в отсутствии простоты души, добрых намерений и справедливых чувств, невозможно обрести величие.
Главными героями произведения показываются представители нескольких русских семейств, изображенных писателем в качестве семьи Ростовых в лице одной из дочерей Натальи, олицетворяющей внутреннюю женскую красоту, семьи Болконских, членом которой является ключевой персонаж Андрей, находящийся в поиске смысла жизни, и семьи Курагиных в виде Элен, Анатоля, Ипполита, проявляющих себя как циничные, глупые, неискренние люди. Кроме того, одним из основных героев романа писатель представляет Пьера Безухова, образ которого является положительным в произведении, поскольку мужчина отличается добрым, но при этом волевым, сильным характером.
Образы героев произведения раскрываются в романе на фоне происходящих военных событий, выражающихся в качестве переломного момента их жизни. Писатель демонстрирует военные баталии не только с точки зрения развернутой народной тематики, в которой проявляются и положительные черты характеров персонажей, и негативные, но и затрагивая исторический аспект войны России с французами. В этом ракурсе автор изображает двух великих полководцев в лице Кутузова и Наполеона, противопоставляя их характерные черты и демонстрируя постулаты истинного и ложного патриотизма. Образ Кутузова описывается в качестве народного избранника, приближенного, несмотря на свою значимость к простому народу, тогда как Наполеон изображается в сравнении с мухой в огромном мировом пространстве.
Основными сюжетными линиями в романе являются тесно переплетенные между собой описание личной жизни героев произведения, демонстрируя их внутренний мир, окружение, мировоззрение, и происходящие исторические события в России, которые затрагивают шестнадцатилетний временной период. Однако центральное значение в романе писатель отводит народной теме, поскольку именно благодаря воле народа к победе удалось одержать победу в Отечественной войне 1812 года.
Основу романа составляют не общепринятые исторические источники, а изученные писателем военные мемуары, а также всевозможные найденные письма, записки, позволившие автору мастерски изобразить в виде величайшей картины силу единства народа на примере отдельно взятых личностей и фрагментов их жизней.
Анализ 2
Произведение Льва Толстого «Война и мир» входит в число грандиозных и впечатляющих романов в мире. Этот роман писался в течение семи лет. Также оно является актуальным и в наше время.
Называется произведение весьма двойственно, так как сами слова «война» и «мир» могут быть восприняты с понятием войны и мирного времени. Толстой описывает быт русских людей до начала Отечественной войны, его спокойствие и безмятежность. Затем сравнивается спокойная жизнь с войной, что вынудило народ поменять свои приоритеты. Еще значение слова «мир» рассматривается как эвфемизм слова «народ». Это толкование имени произведения рассказывает о жизни, мечтах, героизме и надеждах русского народа в период войны. Также в произведении присутствует большое количество сюжетных линий, что позволяет понять и увидеть персонажа в разных ситуациях, позволяет придать значение его поступкам в различных условиях.
Толстой пишет не только о трагических днях во время Отечественной войны, но также и патриотизм, героизм русских людей. Так как в романе присутствует достаточное количество сюжетных линий, каждый герой воспринимается как настоящий индивид совместно со своими душевными метаниями, переживаниями, своим пониманием о мире и любви. Персонажи проходят трудный путь в поисках добра и правды, и осмысляют все секреты жизни, пройдя его. У каждого героя есть свой богатый и двойственный душевный мир.
В этом произведении показывается существование русских людей во время Отечественной войны. Толстой восторжен непреодолимой мощью русского народа, который смог дать отпор армии Наполеона. «Война и мир» - это сочетание исторических событий и жизни дворян, которое также боролось с врагами. Лев Толстой, когда описывал войну, написал все исторические события, не пропуская даже самых мелких. «Война и мир» помогает найти отличия среди притворного и искреннего патриотизма. Наташа Ростова, князь Андрей, Тушин являются настоящими героями, которые жертвуют всем ради Родины, не требуя признания.
Длинным путем исканий, все персонажи все-таки отыскивают свое предназначение. Из-за своего глубочайшего содержания и большому сюжетному охвату, это произведение получило признание во многих странах мира. В произведении затрагиваются различные темы, в том числе:
- Тема семьи, так как семья определяет психологию, воспитание, взгляды и моральные устои человека.
- Тема народа, так как народ всегда отодвигают на задний план, в то время как слава за победу отдается выше поставленным чинам.
- Тема войны показывает патриотизм, храбрость и силу духа русского народа во время военных действий.
- Тема жизни и смерти. Писатель разделил героев на «живых» и «мертвых». Первые всегда в движении, и в физическом, и в духовном, вторые же скрываются за масками и стоят на месте, что приводит к душевной смерти.
Лев Толстой писал, что нет величия там, где нет простоты души, добрых намерений, чувства справедливости. Он показал величие через народ, показал, как трусливые показали свою храбрость и патриотизм, что вызывает гордость и уважение.
Вариант 3
В великом произведении «Война и мир» с самого начала писатель подразумевал изобразить декабриста, который вернулся из ссылки, пересмотрев свое мировоззрение и осудив прошлое время, стал приверженцем нравственного самосовершенствования. Однако, война с французами, отмена крепостного права и провал русских войск в Крымской войне заставили Толстого по-иному написать свой знаменитый роман.
В великолепной работе Толстой широко осветил тему народа, дворянской общественности и личной жизни человека. Основным художественным приемом- антитезой, писатель пользовался на протяжении всего романа, что особенно было отражено на противопоставлении крупных военных сражений, войн и главных персонажей. Начало произведения незаметными нитями соединяет картины войны и мира в одно целое. Война здесь означает не только сами события, но и враждебное отношение между людьми. Мир же обозначает здесь много действий, это и жизнь народа, находящегося вне войны, это и крестьянский сход, а также интересы будничной жизни, которые мешают Ростову быть прекрасным человеком. Также под миром подразумевается и мировоззрения и общие взгляды героев. Война и мир переплетаются на протяжении всего произведении и часто дается противопоставление. Так, например, мы видим, как Толстой пытается противопоставить гибель людей в сражении под Аустерлицем и это же место в мирное время, когда старичок сидел когда-то и мирно ловил рыбу.
Любому писателю тяжело показать подлинность военных сражений, но Толстой умело развенчал ложную героичность войны, представив ее как обыкновенное дело и одновременно как душевное испытание. Он на образах простых людей, капитане Тушине, Тимохине и Наташе, которая выбивала транспорт для раненых, показал, что представляет собой истинный героизм и патриотизм. Не менее важной проблемой в романе для писателя было отразить тему человеческого счастья. Любимы герои Толстого-Безухов, Болконский, Ростовы - люди, которые все время искали что-то в своей жизни. Они стремились быть полезными и нужными в этом мире. Так, Андрей Болконский добивается гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа-когда вступает в брак и становится матерью, а Николай достигает карьеры военного. Писатель сумел показать основную текучесть жизни, на протяжении которой выступили его персонажи.
Читая роман, мы видим, что такое подлинная красота, в чем заключается настоящая дружба и какими могут быть настоящие любовные отношения. Прочитав это произведение помогает не только изучить историю страны, но и получить массу нравственных уроков.
Несколько интересных сочинений
- Шабашкин в романе Дубровский характеристика и образ
Шабашкин не относится к основным героям романа «Дубровский». Этот маленький ничтожный человек – подкупной заседатель суда. С помощью данного персонажа Пушкин показывает продажность и паразитическую сущность чиновников.
- Может ли кто-нибудь заменить родителей? Итоговое сочинение
Родители есть у каждого человека. Даже если жизнь сложилась так, что родители не воспитывают ребенка с раннего детства, все-равно родители дали жизнь новому человеку.
- Сочинение Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности (К.Д. Ушинский)
Каждый из нас имеет свои цели и амбиции в жизни. Однако, для меня, самой главной целью является принести как можно больше пользы моему Отечеству. Для достижения этой цели я должен направлять все свои способности и таланты.
- Сочинение Что такое Храбрость 9 класс ОГЭ
Храбрость - это одно из самых важных качеств, которое должно быть у каждого человека. Для меня, храбрость означает не только отвагу и мужество, но и готовность стоять за свои убеждения, действовать в сложных ситуациях и не бояться неизвестности.
- Сочинения для 6 класса