Краткое содержание рассказа Легенда о Великом Инквизиторе Достоевского

«Легенда о Великом инквизиторе» - рассказ полный философии о жизни и природе человеческой души, разделении бытия на «земное» и «духовное».

В Севилье, в 16 веке, шло время инквизиции, и Спаситель был заключен в тюрьму Великим Инквизитором. Ночью он является к Иисусу, последний не говорит ни слова, лишь слушая монолог Инквизитора.

Высказывания Инквизитора полны выражений, обвиняющих Христа в неверности его учения. Инквизитор таким образом объясняет свое неверие, свою душевную подлость; он вспоминает три искушения Иисуса в пустыне, называет Сатану «страшным и умным духом». Инквизитор утверждает, что «дух» нес истину о человеческом роде, и Христос зря отверг его, зря не поработил человечество.  

Первое искушение: по словам Сатаны и Инквизитора люди глупы и бездушны; «хлеб небесный», к которому ведёт Иисус, якобы чужд и бесполезен для людей – они понимают только «земной хлеб»; Сатана предлагал Христу обратить камни в хлебы, и тогда люди бы пошли за ним и стали послушны, но Спаситель отверг это предложение, он верил, что человек сам может выбрать путь Истины, не прельщаясь дарами; Иисус не отобрал у людей свободы, но Инквизитор говорит, что именно из-за этой свободы и ради «хлеба земного» народ и восстанет против учения Спасителя. По мнению Инквизитора, люди не знают, что делать со своей свободой, и в любой свободе они только и ищут, кому бы начать служить. Инквизитор говорит, что на месте храма Богу будет воздвигнута Вавилонская башня, и спустя тысячу лет народ вернется к римской церкви, избавившей их от Иисуса, и попросит, чтобы та их накормила и поработила.

Здесь заключена философия Достоевского: по его мнению, католическая церковь однажды станет едина с социализмом и породит нечто вроде Вавилонской башни. Иван Карамазов и Инквизитор называют свое отношение к людям, как к существам низким, любовью, ибо Иисус, в противовес им, взвалил на человечество непосильную ношу, слишком «хорошо» думал о людях. Инквизитор называет людей ничтожными, в то время как Иисус не теряет веры в них, веры в то духовное и Божественное, что заключено в людях. Христос видит свободу для людей, как лестницу к Богу, но Инквизитор провозглашает рабство единственно возможной для человека свободой, единственным счастьем.

Второе искушение: искушение чудом. Сатана предложил Христу показать людям, как ангелы поднимут его, если тот упадет с высоты, но и это отринул Иисус, не возжелав людского рабства, не пожелав искушать Бога. Спаситель хотел, чтобы человек мог свободно верить, а не слепо идти за чудесами.

Третье искушение: искушение царством земным. «Умный дух» показал Спасителю все свои владения на земле и сказал, что они будут принадлежать Христу, если тот склонится перед ним. Иисус не прельстился властью и сказал, что служить надобно одному только Богу.

Инквизитор же отвергает учение Христа, называя главные источники власти над людьми: чудо, тайну и авторитет, говорит, что свобода приведет человечество к истреблению. Сказитель вновь и вновь утверждает, что людям на роду написано бунтовать и быть слабыми, что люди жаждут лишь хлеба и беспросветного рабства. В устах Инквизитора, счастье для людей – детская игра с песнями и танцами, человек должен все время работать и быть рабом, а в свободное время уподобляться невинному ребенку, что может только играть в игры и грешить. Счастливы будут все, кроме тех, кто всеми управляет.

В начале своего монолога Инквизитор велел Христу молчать, но теперь он желает услышать его слов. Иисус целует Инквизитора, и последний отпускает его и просит, чтобы он не возвращался.

Легенду можно понять так: в каждом из нас есть божественное начало, и станем мы рабами и отринем Бога или будем свободны – выбирать нам.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Легенда о Великом Инквизиторе. Читательский дневник

Легенда о Великом Инквизиторе

Советуем почитать

  • Золя

    Основным теоретиком натурализма в XIX веке был Эмиль Золя— писатель из Франции. У мальчика было очень тяжелое детство. Парень рано потерял любимого отца. Он любил стихосложение, поэтому он не закончил колледж, не сдав выпускные зачеты.

  • Краткое изложение пьесы «Свидание» Вампилова А.

    Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду театральной пьесы, основная тематика которой заключается в необходимости проявления порядочности по отношению к окружающим независимо от жизненных обстоятельств.

  • Краткое содержание Миф о Сизифе эссе Камю

    Автором произведения, вышедшего в свет в 1942 году, является Альбер Камю. По жанровой направленности произведение представляет собой философское эссе, основной тематикой которого является проблема абсурда и ее влияние в отношении человеческой жизни.

  • Разбойники - краткое содержание драма Шиллера

    Граф фон Моор со своим младшим сыном Францем и воспитанницей Амалией живут в родовом замке. Девушка обручена со старшим сыном графа Карлом, который живет в Лейпциге и учится в университете

  • В людях - краткое содержание повести Горького

    Произведение знакомит читателя с историей маленького мальчика, который стремится стать достойным человеком. Рассказ идет от имени Алексея Пешкова.