Кавалер Глюк - краткое содержание сказки Гофмана

Действие новеллы Гофмана «Кавалер Глюк» начинается с осеннего парка Тиргартен в Берлине. Под липами в кафе рассказчик слышит отвратительные звуки музыки. Вальс играет местный оркестр. Посетитель раздражен фальшивой игрой музыкантов. Незаметно к нему присоединяется незнакомец. Он соглашается выпить с рассказчиком при двух условиях: 1.он не местный, 2. он понимает в музыке. Получив удовлетворительные ответы, мужчина присаживается к герою. Интересен образ незнакомца. Человек около 50 лет имеет юношеские искорки во взгляде, сурово сжаты губы словно находятся в постоянной ехидной улыбке. Из непродолжительного диалога становится ясно, что незнакомец тонкий ценитель музыки. Подойдя к музыкантам, он попросил исполнить увертюру к произведению покойного Глюка « Ифегении в Авлиде». Главный герой увидел перед собой талантливого дирижера, руководившего местным оркестром. Беседа продолжилась непосредственно в зале кафе, где на удивление рассказчика он услышал из уст незнакомца мелодию из «Ифегении в Тавриде», но с поразительно красивыми изменениями. Новый приятель рассказал, как он пришел к музыке, что главное для человека, посвятившего себя ей, покритиковал нового знакомого за ненадлежащее усердие к музыке. Мужчина ушел так же стремительно, как и появился.

Очередная встреча с новым знакомым произошла у Бранденбургских ворот Берлина. При встрече разговор велся о недостаточно почтенном отношении людей к музыкальному творчеству Глюка. Он делиться с героем сокровенными мыслями, упоминая о своих мытарствах и одиночестве. Музыка для современников – источник обогащения, а не духовности. Как появился нежданно, так и снова исчез незнакомец.

Через несколько месяцев у театра вновь состоялась встреча героев гофманской новеллы. Рассказчик стремился попасть на постановку глюковской «Армиды». В окне он замечает своего знакомого, который бранит музыкантов за бесталанное исполнение произведения. Он обещает главному герою показать настоящее исполнение произведения и приглашает его к себе в дом.

Дом не представляет ничего особенного. В нем пусто, темно, одиноко. Хозяин приносит свечу и внимание рассказчика в жилище незнакомца привлекает покрытый пылью музыкальный инструмент (фортепьяно), пустая нотная бумага вместо партитуры произведений Глюка, обещанных при встрече меломаном, покрытая паутиной чернильница.

Исполнение обещанного произведения подвергло главного героя в полный восторг. Глюк звучал с новой силой , импровизация музыканта не могла оставить слушателя равнодушным. Исполнитель закрыл глаза и откинулся, словно последние силы покинули его. Но через мгновение он признался, что произведение его и его обреченная душа не может найти покоя. После такого признания герой непременно хотел поближе познакомиться с хозяином дома и узнать его имя. Музыкант неожиданно на глазах рассказчика исчезает из комнаты и после длительного ожидания возвращается в парадной форме военного со шпагой, герой узнает, что перед ним покойный кавалер Глюк. Только истинный композитор своего сочинения мог исполнить произведение с такой чувствительностью.

Произведение показывает, что нельзя встречать людей по одежке.

Читательский дневник.

Кавалер Глюк. Читательский дневник

Кавалер Глюк

Советуем почитать