Чапаев и Пустота - краткое содержание романа Пелевина по частям

События произведения происходят на протяжении двух временных периодов, охватывающих Россию 1918-1919 годов, а также в середине 1990-х годов.

Повествование в романе, имеющем десять частей, ведется от лица главного героя, представленного в образе писателя Петра Пустоты.

Первая часть представляет зиму восемнадцатого года прошлого столетия, когда Петр случайно встречает на московской улице своего однокурсника в лице фон Эрнена, который является сотрудником ЧК. Фон Эрнен приглашает Петра в служебную квартиру, где Пустота делится о произошедшем с ним случае, при котором он чуть было не оказывается арестованным за написание абстрактного стихотворения. Однокурсник обещает оказать помощь Петру, однако, вытащив оружие, пытается его арестовать, но Петр оказывается хитрее и убивает фон Эрнена.

Затем, переодевшись в его форму, встречается на пороге квартиры с революционными матросами, которые направляют Петра, приняв его за чекиста, в литературное кабаре, где Пустота случайно сталкивается взглядом с серьезным человеком, имеющим большие усы.

Вторая часть переносит Петра в середину 90-х годов, когда он просыпается в психбольнице. Там он оказывается введенным в групповую галлюцинацию и представляется просто Марией, являющейся героиней мыльного сериала, которая встречает жениха Шварцнегера. Совместно они пытаются объединить Россию с Западом, пуская ракету в направлении Останкинской башни.

В третьей части Петр снова оказывается в квартире фон Эрнена, просыпаясь от звуков музыки. Он видит незнакомца из литературного кабаре, играющего на рояле. Он представляется Чапаевым и приглашает Петра на должность комиссара. Вместе они прибывают на вокзал, где Петр знакомится с пулемётчицей Анной.

Четвертая часть начинается также в лечебнице, где Пётр с другими пациентами принимает лечебные ванны. Затем герой пытается понять причины своего заболевания, стащив историю болезни из кабинета главврача, осознав, что его недуг начал свое проявление в четырнадцатилетнем возрасте.

Вечером Пётр оказывается свидетелем ссоры двух больных, результатом которой становится удар Петру по голове.

Пятая часть начинается с пробуждения Петра в кровати, рядом с которой сидит Анна, рассказавшая героя об его участии в сражении и получении контузии. Петр узнает, что Чапаев приходится девушке дядей и пытается ухаживать за ней. Однако девушка смеется над молодым человеком, а затем уезжает с Котовским. Петр находит Чапаева, который при помощи самогона пытается вразумить неопытного юнца, объясняя существование окружающей реальности исключительно в его собственном сознании.

В шестой части Петр оказывается в сознании одного из психических больных по фамилии Сердюк, который по объявлению устраивается на работу в японскую фирму, символизируя объединение Востока и России, продолжившегося недолго.

Седьмая часть переносит Петра с помощью Чапаева в место, предназначенное для умерших воинов, где герой знакомится с Черным Бароном.

Восьмая часть рассказывает о попадании Петра в реальность другого больного Володина, в которой он совместно с бандитами угощается психогенными грибами. Ему снится сон о вечном кайфе, который он записывает, а затем в девятой части показывает Чапаеву, который советует героя покинуть лечебницу, подразумевая человеческую жизнь.

В этот момент на Чапаева нападают, и он вместе с Анной и Петром на броневике покидает место нападения.

В десятой части Петра выписывают, и он посещает кабаре, ставшее пабом. Там он пишет стихотворение, а затем, используя ручку, имеющую пулю, стреляет в люстру. Свет в пабе гаснет, а Пётр покидает кабаре через задний вход, где его на броневике ждет Чапаев.

Читательский дневник.

Чапаев и Пустота. Читательский дневник

Чапаев и Пустота