Маленькие трагедии - краткое содержание пьес Пушкина

«Маленькие трагедии» великого русского поэта А.С. Пушкина представляют четыре небольшие пьесы. Они объединены тем, что в них автор поднимает вечные темы, волнующие людей.

В цикл входят пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Скупой рыцарь

Действующие лица: Барон (он же «скупой рыцарь»), Альбер (его сын), Иван (слуга Альбера), жид Соломон (ростовщик), герцог.

Завязка сюжета пьесы происходит в замке барона. Альбер и его слуга рассматривают доспехи, поврежденные в ходе рыцарского турнира. Альбер жалуется Ивану на то, что отец не выделяет ему денег для достойного существования, хотя средств у того вполне достаточно.

Во время обсуждения проблем в замок приходит ростовщик, еврей Соломон, который пытается получить деньги, данные Альберу в долг. Альбер объясняет ростовщику, что он не может пока отдать долг из-за скупости отца. Соломон предлагает Альберу вариант с отравлением барона. Тот с негодованием отвергает такой вариант решения своих проблем и решает обратиться к герцогу с просьбой повлиять на отца.

В это же время в подвале замка барон пересчитывает свое богатство, вспоминает каким путем к нему пришли деньги. Из его монолога становиться ясно, что деньги – это цель его жизни. Смерть страшит его не окончанием жизни, а тем, что накопленные им деньги достанутся сну, который начнет их тратить.

Кульминация и развязка действия происходит в замке герцога.

Герцог, выслушав жалобы Альбера на скупость отца, приглашает барона, предлагая Альберу послушать его беседу с бароном из укрытия.

Герцог в беседе с бароном предлагает тому выделить деньги на обеспечение сына, под предлогом того, что тот будет жить при дворе герцога. Барон, не могущий допустить мысли, что его деньги хоть какой то частью уйдут к другому, пытается убедить герцога в том, что его сын не достоин его двора. В своем нежелании расстаться с частью своего богатства, барон доходит до того, что обвиняет сына в том, что тот хочет убить отца. Услышав такое обвинение, Альбер не выдерживает, выбегает из укрытия и обвиняет отца во лжи. В ответ барон вызывает сына на поединок. Альбер принимает вызов. Только воля герцога заставляет Альбера отказаться от смертельной схватки с отцом. Нервное напряжение приводит барона к смерти прямо в замке герцога.

Основной лейтмотив пьесы: богатство не должно стать самоцелью и заменить человеческие отношения.

Моцарт и Сальери

В этой пьесе А.С. Пушкин обыгрывает одну из версий безвременной кончины гения музыки Вольфганга Амадея Моцарта.

Действующие лица: Сальери (известный итальянский и австрийский композитор, педагог, теоретик), Моцарт (австрийский композитор), слепой старик музыкант.

Действие пьесы начинается в доме Сальери. Музыкант размышляет о своей роли в музыке, доле гениальности и труда в успехе композитора. Его тревожит то, что его друг Моцарт, слишком легко добивается успехов и легкомысленно относится к своему дару. Такое отношение, по мнению Сальери, может явиться недостойным примером для других музыкантов, а самое главное, как он думает, сведет музыку из состояния великого искусства к простому ремеслу. В своих размышлениях он приходит к выводу, что обязан остановить Моцарта, убив его.

В этот момент в комнату входит Моцарт, который приглашает старика музыканта, прося сыграть, что ни будь из Моцарта. После того как старик ушел между Сальери и Моцартом происходит диалог о музыке, гениальности, отношении Моцарта к своему дару. Диалог убеждает Сальери в том, что Моцарта необходимо остановить. Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактир.

В трактире они продолжили свой разговор, добавив тему о совместимости гения и злодейства. Разговор происходит на фоне реквиема (музыки сочиненной в память кого-либо), сочиненного Моцартом. В ходе обеда Сальери подсыпает яд в стакан Моцарту. Тот выпивает этот стакан и в конце обеда вдруг чувствует себя плохо.

В этой пьесе автор рассуждает о том, что возможно ли объединить в одном человеке гениальность и злодейство.

Каменный гость

Действие трагедии разворачивается в средние века в Испании. Действующие лица: Дон Гуан (испанский дворянин, дуэлянт, повеса, любимец женщин), Донна Анна (вдова командора, убитого Дон Гуаном), Лепорелло (слуга Дон Гуана), Монах монастыря, где похоронен командор), Лаура (девушка легкого поведения, влюбленная в Дон Гуана), три гостя Лауры, Дон Карлос (испанский гранд, брата которого убил Дон Гуан).

Дон Гуан, высланный за убийство на дуэли Командора из Мадрида, тайно прибывает в город. В монастыре, где упокоен Командор, он встречает вдову донну Анну, и ставит перед собой цель добиться её расположения.

Дон Гуан направляется к своей любовнице Лауре, думая найти там временное пристанище. У Лауры в это время находились четыре молодых человека, в том числе и Дон Карлос. Между Дон Гуаном и Карлосом происходит поединок, в котором Дон Карлос погибает.

На следующий день, переодевшись монахом, Дон Гуан опять появляется в монастыре, где добивается свидания с Донной Анной в её доме. Куражась Дон Гуан приглашает статую Командора быть сторожем его свидания.

Дон Гуан встречается с Донной Анной. Во время встречи он открывается ей, но, плененная его речами Анна, прощает его и дарит ему надежду на дальней шее развитие отношений. В этот момент входит статуя Командора. Дон Гуан показывает свою смелость, но тяжесть камня оказывается сильнее, показывая неотвратимость возмездия.

Пир во время чумы

Действие происходит в средневековой Англии в разгар эпидемии чумы, болезни унесшей жизни почти половины жителей страны.

Действующие лица: несколько молодых людей, Председатель (Вальсингам), Мэри, Луиза, старый священник.

За накрытым на улице столе собралось несколько юношей и девушек, которые пытаются бросить вызов судьбе, скорби, накрывшей всю страну.

Старый священник укоряет молодежь за то, что те в столь тяжелый час, не скорбят и обращаются к богу, а пытаются веселиться на костях своих родственников.

Молодежь пытается казаться веселой, прогоняет священника.

Но все они находятся под впечатлением смертей близких им людей, друзей. Поэтому попытки веселья сменяются скорбью. Особенно это видно в песнях Мэри и Вальсингама.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Маленькие трагедии. Читательский дневник

Маленькие трагедии