Уроки французского - краткое содержание рассказа Распутина

Главным героем рассказа является рассказчик – мальчик 11 лет, происходящий из семьи с низким материальным достатком. Рос он без отца, вместе с 2 братьями и матерью. Действие произведения разворачивается спустя 3 года после Великой Отечественной войны, центральный персонаж только перешел в пятый класс. Чтобы продолжить обучение в средней школе ему пришлось покинуть свой родной дом и переехать в райцентр. Переехав в районный центр, он поселился у знакомой. В новой школе рассказчик учился крайне хорошо. Но он испытывал множество трудностей с изучением французского языка. Учительница Лидия Михайловна постоянно делала ему замечания по поводу произношения слов.

Однажды главный герой шел домой со школы. Сын знакомой предложил ему посмотреть на новую игру, в которую играют соседские дети. Игра называлась “чика”. Выучив правила, рассказчик решил принять в ней участие. Разменяв деньги, присланные матерью для покупки молока от малокровия, он начал играть. Подросток знал, что необходимо вовремя останавливаться. Поэтому, выиграв рубль, он решил выйти из игры. Подобной тактики центральный персонаж придерживался в течение нескольких дней, пока 1 из играющих не разгадал его. Произошла драка, и рассказчика очень сильно покалечили.

Н следующий день герой пришел в школу с гематомами и многочисленными ранами на лице. Учительница французского заметила это и поинтересовалась, откуда у рассказчика столько синяков и царапин на лице. Подросток решил сказать правду, и Лидия Михайловна попросила остаться его после занятий. Она расспросила главного героя о том, как он распоряжался выигранными деньгами.

После этой беседы мальчик на время прекратил играть в “чику”. Но вскоре мать перестала присылать ему деньги на еду. Будучи голодным, рассказчик принял решение заново начать играть, чтобы заработать деньги на пропитание. Ситуация повторилась, и подростка снова избили. На следующий день Лидия Михайловна заметила новые шрамы на лице рассказчика, и оставила его на дополнительные занятия в качестве наказания. Она не стала упрекать главного героя, и предложила ему поужинать, но мальчик постоянно отказывался от предложения. На дополнительных занятиях учительница пыталась улучшить произношение рассказчика. Спустя несколько дней центральный персонаж получил посылку, наполненную сахаром, макаронами и гематогенами. Рассказчик знал, что в его родной деревне нельзя достать такие продукты. Он понял, что презент прислала учительница французского. Подросток упаковал продукты и отнес их обратно Лидии Михайловне.

Благодаря дополнительным занятиям, рассказчик смог свободно разговаривать на французском языке. Он стал ходить на уроки с удовольствием. На 1 из уроков Лидия Михайловна поведала историю из детства. Она тоже любила играть на деньги, будучи ребенком. Учительница показала ему игру, называемую “замеряшками”. Рассказав правила, она предложила подростку сыграть с ней. Постепенно центральный персонаж стал выигрывать у Лидии Михайловны. У него появились собственные деньги на молоко. В 1 из дней к учительнице зашел директор, застав её за игрой с рассказчиком. Вскоре Лидию Михайловну уволили. Она уехала к себе домой на Кубань, и больше герой её никогда не видел. Но в один зимний день ему пришла посылка Лидии Михайловны, наполненная макаронами и 3 красными яблоками.

В своем произведении Распутин пытался изобразить отношения между учительницей и учеником. Он поднял вопросы доброты и духовности. Его рассказ учит людей взаимовыручке и взаимопониманию. В образе Лидии Михайловны он изобразил свою бывшую учительницу, которая выручала его в трудную минуту. Таким образом автор старался преподнести читателям пример настоящего человека.

Читательский дневник.

Уроки французского. Читательский дневник

Уроки французского