Краткое содержание повести Ночь после выпуска Тендрякова

Произведение «Ночь после выпуска» было написано известным советским автором Владимиром Федоровичем Тендряковым в 1974 году. В повести поднимаются проблемы взаимоотношений между бывшими одноклассниками, едва получившими аттестаты об окончании средней школы, и вопросы более полноценного преподавания предметов и воспитания молодежи, обсуждаемые педагогами.

После окончания выпускного вечера шесть бывших учеников собираются у реки. В состав компании входят первая ученица Юлия Студёнцева, яркая и привлекательная девушка Натка Быстрова, жизнерадостная и компанейская Вера Жерих, легкомысленный Сократ Онучин, мечтающий стать знаменитым художником Игорь Проухов и Геннадий Голиков, уверенный в себе юноша из обеспеченной семьи. Ребята решают на прощание побеседовать с максимальной откровенностью, высказав все, что каждый из них думает о своих товарищах.

Гена соглашается первым «выйти на суд». Парень нисколько не сомневается в том, что друзья станут горячо его хвалить. Однако неожиданно одноклассники принимаются упрекать его в черствости, эгоизме, себялюбии, равнодушии к другим людям, чего совершенно не ожидает Голиков. Геннадия охватывают глубочайшая обида и ярость, юноша обрушивается на товарищей с ответными упреками.

По словам Гены, Вера абсолютно ничего собой не представляет, пытаясь скрывать за внешней доброжелательностью собственную ничтожность и несомненную завистливость к более способным и привлекательным внешне ребятам. Голиков подчеркивает, что Юлия усердно училась на протяжении десяти лет исключительно из себялюбия, желая добиться расположения педагогов, в то время как на самом деле она готова ради своих целей безжалостно уничтожить любого человека.

Геннадий не щадит и ближайшего друга Игоря Проухова, замечая, что тот обладает чрезмерным и необоснованным самомнением при отсутствии всякого подлинного таланта, он также язвительно называет Сократа «безобидным барашком». Однако наиболее откровенно и жестко Голиков унижает Натку, невзирая на то, что еще совсем недавно он был неравнодушен к этой девушке. Гена замечает, что Быстрова является весьма доступной девушкой, и Натка немедленно бросается на него с кулаками.

Геннадий покидает товарищей, после чего Онучин рассказывает одноклассникам о том, что давний неприятель Гены, известный в окрестностях хулиган по прозвищу Яшка Топор, намеревается подкараулить Голикова и расправиться с ним. Первоначально ребята утверждают, что Геннадий теперь стал для них совершенно чужим человеком, но Студёнцева настаивает на том, что его в любом случае необходимо предупредить об опасности. Постепенно одноклассники вспоминают и благородные поступки Гены, они начинают сожалеть о своих резких словах по его адресу. Натка отправляется на поиски Голикова.

В то же время оставшиеся в школе учителя рассуждают о выпускниках. Пожилую преподавательницу литературы Зою Владимировну обидело выступление Юлии, заметившей, что в школе ее заставляли усиленно изучать даже те предметы, которые абсолютно ей не нравились. Девушка подчеркнула, что она, получив теоретические знания, не представляет себе, как станет жить далее и каким путем пойдет.

Завуч Ольга Олеговна высказывает мнение о том, что Зоя Владимировна преподает совершенно равнодушно, без всяких эмоций, что лишает учеников всякого желания читать навязываемые им книги. После ухода учительницы литературы дискуссия между педагогами продолжается. Нина Семеновна, которой довелось обучать нынешних десятиклассников в начальной школе, уверенно заявляет, что все ребята добры и отзывчивы, иначе существование и труд учителей действительно не имеют никакого смысла.

Компания выпускников, среди которых теперь отсутствуют Голиков и Быстрова, вновь движется по направлению к школе. Игорь Проухов высказывает мысль о том, что в будущем каждый из них обязательно научится жить достойно и найдет свою дорогу.

При чтении повести становится ясно, что любого человека никогда нельзя оценивать однозначно с позитивной или негативной стороны, у всех имеются и положительные, и отрицательные черты характера. Указывая кому-либо на его недостатки, следует все же вести себя с максимальной сдержанностью и тактичностью, чтобы не причинить собеседнику глубокую душевную боль, как произошло в случае с персонажем этой истории Геннадием Голиковым.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Ночь после выпуска. Читательский дневник

Ночь после выпуска

Советуем почитать

  • Краткое содержание Три толстяка Олеши

    Произведение повествует о событиях, происходящих в сказочной стране, где правят Три толстяка, не думающих о нуждах простого народа, наслаждающиеся своей жадностью и жестокостью.

  • Двое в декабре - краткое содержание рассказа Казакова

    Прекрасное субботнее декабрьское утро. Он долго стоял, ожидая ее на вокзале в предвкушении предстоящих зимних выходных, проведенных вдвоем. Хоть она и немного опаздывала, это его нисколько не омрачало

  • В поисках утраченного времени - краткое содержание романа Пруста

    Первый роман описывает самое раннее детство писателя. Здесь показаны его отношения с родителями, летние каникулы у тетушки, порядки в доме и традиции, прогулки и визиты в гости. Мальчик очень наблюдательный и проницательный.

  • Краткое содержание стиха Утёс Лермонтова

    Ключевыми персонажами в стихотворении являются утес, расположенный в пустыне, и небольшая тучка, посредством которых поэт передает свое душевное состояние, заключающееся в драматическом восприятии жизненных событий.

  • Скрипучие половицы - краткое содержание рассказа Паустовского

    Великий композитор Чайковский жил в старом доме, который стоял на поляне в сосновом лесу. Композитор любил этот дом, но его ужасно раздражали скрипучие половицы. Чтобы пройти к роялю, ему нужно переступить через пять половиц